На волне внешнеполитических достижений Кремля по созданию под своим патронатом интеграционных объединений на постсоветском пространстве, киргизский президент Алмазбек Атамбаев внезапно устроил фронду. Он вдруг заявил, что Бишкек не устраивает «дорожная карта» по присоединению Киргизстана к Таможенному союзу. «По «дорожной карте», утвержденной без нашего участия, мы не будем вступать в этот союз, это я гарантирую. Мы пойдем только путем, отвечающим интересам граждан Киргизстана», — сообщил А.Атамбаев. Вторя президенту, первый вице-премьер Джоомарт Оторбаев в свою очередь сказал, что в таком виде «дорожная карта» не может быть принята, т.к. это может привести к значительным социальным проблемам в стране.
Учитывая целенаправленную политику киргизского руководства по вхождению страны в Таможенный союз, позиция Бишкека выглядит неожиданной. Но только на первый взгляд. На самом деле, речь не идет о кардинальном пересмотре приоритетов. Киргизы лишь стремятся выторговать лучшие условия. В общем, заявление руководства этой центральноазиатской страны вполне вписывается в традиционную модель киргизской внешней политики. Вспомним хотя бы историю с Центром транзитных перевозок «Манас», который использовался американцами как перевалочный пункт для поставок грузов войскам антитеррористической коалиции в Афганистане.
Киргизстан еще в 2011-м подал заявку на вступление в Таможенный союз. Ведь, как признает Алмазбек Атамбаев, у республики «мало альтернатив» этому интеграционному объединению. И действительно, соседствуя с Китаем, Россией и Казахстаном, Киргизстан весьма зависит от своих соседей по постсоветскому пространству: киргизская экономика сегодня фактически основывается на реэкспорте китайских товаров на российский и казахский рынки.
В Бишкеке посчитали, что вхождение в Таможенный союз создаст условия для подъема экономики страны: беспошлинная торговля облегчит попадание киргизской продукции в Россию, Казахстан, Беларусь. Россия же сегодня — торговый партнер номер один для Киргизстана. И влияние Москвы в стране достаточно велико. Оно усилилось после того, как «Газпрому» была продана национальная газовая компания «Кыргызгаз» за символическую сумму — один доллар.
Кстати, киргизы полагают, что членство в Таможенном союзе имеет еще одно важное преимущество — продажа источников энергии внутри стран объединения будет происходить без экспортных и импортных пошлин. Кроме того, в Бишкеке также рассчитывают на то, что вхождение Киргизстана в ТС облегчит положение многих киргизских трудовых мигрантов, которые получат равные права с живущими в России, Беларуси, Казахстане гражданами. В этих странах, по приблизительным оценкам экспертов, работают около полумиллиона киргизов, поддерживающих своими денежными переводами экономику этого центральноазиатского государства.
Невхождение же в Таможенный союз, по мнению экспертов из Наблюдательного совета при киргизском Министерстве экономического регулирования Киргизстана, будет означать, что Бишкек станет испытывать большие трудности в торговле со странами ТС. А это катастрофически отразится на экономике страны.
Примечательно, что сами страны-основательницы Таможенного союза до недавнего времени не горели желанием принимать в свои ряды одну из беднейших стран на постсоветском пространстве. Перманентная внутриполитическая нестабильность в этой стране, социальная напряженность, высокий уровень коррупции, проблемная экономика, низкий уровень доходов населения — все это заставляло участников Таможенного союза с настороженностью относиться к перспективам появления Киргизстана в числе новых членов объединения. Лишь недавно было принято решение и разработана «дорожная карта» по вступлению Киргизстана в этот союз.
Так почему же Бишкек сдает назад, когда, казалось, он вот-вот достигнет желаемого? Все дело — в условиях вступления. А они киргизов не устраивают: Бишкек требует преференций, которых ему пока не предоставляют. Ведь, несмотря на преимущества для киргизской экономики, существуют и серьезные риски вхождения страны в Таможенный союз.
Во-первых, под угрозой окажутся торговые отношения с Китаем и снизятся поступления в бюджет от таких крупных оптовых рынков как «Дордой», «Мадина», «Кара-Суу». А за счет поступающих из Китая на эти рынки товаров 75% киргизского импорта уходит на реэкспорт в соседние страны. Но уменьшатся не только поступления в бюджет, сократится и число рабочих мест в сфере торговли.
Во-вторых, Бишкеку необходимо будет приводить национальные тарифы в соответствие с едиными тарифами Таможенного союза. И если нынешний тариф в Киргизстане составляет 5,1%, то в Таможенном союзе единый тариф — 10,6%. Таким образом, Бишкеку придется повышать в два раза тарифные пошлины. Это означает, что уменьшится конкурентоспособность киргизских товаров, производимых из ввозимого сырья. Кроме того, неминуемы большие проблемы в рамках ВТО.
В общем, оценивая перспективы вступления Киргизстана в Таможенный союз, министр экономики Темир Сариев утверждает, что «при присоединении к ТС произойдет «изоляция» от остальных рынков, сокращение диапазона доступных товаров, материалов, сырья».
Сегодня представители правительства в один голос твердят: в Бишкеке готовы подписать «дорожную карту». Но при учете странами — членами Таможенного союза четырех условий:1) свободное передвижение мигрантов в странах этого интеграционного объединения; 2) создание стабилизационного фонда помощи экономике Киргизстана; 3) поддержка и дальнейшее функционирование оптовых рынков «Дордой», «Мадина» и «Кара-Суу»; 4) создание на территории страны финансовых институтов. Естественно, киргизы также хотели бы, чтобы была зафиксирована и отсрочка введения стандартных тарифов, касающихся деятельности ряда отдельных отраслей киргизской экономики.
Министр экономики Темир Сариев заявляет, что правительство будет настаивать на создании специального фонда поддержки предпринимателей республики при вступлении в Таможенный союз. Этот институт должен ежегодно на протяжении пяти—семи лет аккумулировать по 200 млн долл., которые пойдут на поддержку бизнеса. Деньги в виде гранта, по мнению г-на Сариева, должны выделять страны Таможенного союза. Киргизстан также ждет от них единовременной финансовой помощи в размере 215 млн долл. на оснащение пропускных таможенных и пограничных пунктов на границе с Китаем, Узбекистаном и Таджикистаном. Помимо этого, средства необходимы для приведения в порядок механизмов контроля санитарных и фитосанитарных норм.
Учитывая экономические проблемы Киргизстана, заявление Алмазбека Атамбаева следует рассматривать как призыв провести прямые переговоры с Владимиром Путиным, в ходе которых киргизский президент постарается получить ряд преференций от России взамен на вхождение в Таможенный союз. Эти надежды киргизов получить дивиденды обоснованы. Во всяком случае, эксперты прогнозируют, что «дорожная карта», как и планировалось, будет подписана 24 декабря 2013 г. в Москве во время заседания Высшего совета Евразийской экономической комиссии.
Примечательно, что Бишкек и Москва уже обсуждают вопрос компенсаций Киргизстану в размере 1,5 млрд долл. за вступление в Таможенный союз. В частности, на состоявшемся в декабре заседании межправительственного киргизско-российского совета. Правда, по словам главы российской части комиссии, руководителя Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова, «процесс обсуждения этого вопроса продолжается, и решение по нему будет принято исключительно целесообразное, отвечающее интересам действующих членов ТС». Однако история интеграционных объединений на постсоветском пространстве демонстрирует, что Кремль, ради геополитических амбиций российских президентов, готов пойти на серьезные финансовые потер