В ходе проходящего в Москве заседания Высшего Евразийского экономического совета подписан пакет документов. В частности, как сообщили ИА Regnum в пресс-службе Кремля, одобрена «дорожная карта» по присоединению Армении к Таможенному союзу (ТС) и Единому экономическому пространству (ЕЭП).
В ходе встречи в узком составе, как известно, президент РФ Владимир Путин, президент Беларуси Александр Лукашенко и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обсудили основные направления интеграционного взаимодействия трех стран, ход работы по формированию Евразийского экономического союза.
По сути, официально дан старт процессу оформления членства Армении в ТС. Но не все так просто. Не все довольны планами президента России по вовлечению Армении в Таможенный союз.
Еще во время обсуждений данного вопроса на заседании Высшего Евразийского экономического совета с участием руководителей Армении, Киргизии и Украины Владимир Путин отметил высокую степень готовности армянских партнеров к принятию обязательств в рамках Таможенного союза. «Армения и Кыргызстан уже начали активную работу по подключению к Таможенному союзу. Отмечаем высокую степень готовности армянских партнеров к принятию обязательств в рамках нашего интеграционного объединения. Думаю, мы вполне можем утвердить сегодня план мероприятий по присоединению Армении – так называемую «дорожную карту», – сказал президент РФ. Практически завершена, по его словам, работа и над «дорожной картой» для Киргизии, однако остается решить несколько вопросов, поставленных Бишкеком. «Убежден, вместе с киргизскими друзьями нам удастся найти взаимоприемлемые развязки», – отметил Путин.
Однако президент Казахстана Нурсултан Назарбаев не до конца разделил оптимизма российского президента. Вопрос о границе Таможенного союза, где она будет проходить в Армении, в связи с нагорно-карабахским конфликтом остается открытым, заявил Нурсултан Назарбаев во время обсуждения данного вопроса. Он признал, что Армения более подготовлена к присоединению к Таможенному союзу, «дорожная карта» по ее вступлению в ТС в целом согласована, и можно ее принять. «Вместе с тем вопрос о границе Таможенного союза, где она будет проходить в Армении, в связи с нагорно-карабахским конфликтом остается открытым. Поэтому мы будем вместе с коллегами подписывать «карту», но с особым мнением, которое будет приложено. Думаю, в ходе обсуждения наши эксперты придут к согласованию этих вопросов. Они теперь уже несложные, большую часть дороги мы уже прошли. Если мы еще раз встретимся в марте и еще раз посмотрим, сколько работы сделано, тогда назначим срок – лето (май-июнь, я думаю). Мы подойдем к завершению переговорного процесса для подписания договора и запуска нашего совета с 1 января 2015 года», – сказал Назарбаев.
Путин никак не отреагировал на это замечание Назарбаева. Сделал вид, что их просто не расслышал. И так бывает. А в Ереване уже отреагировали на антиармянский выпад президента Казахстана.
Заявление Нурсултана Назарбаева относительно границ Таможенного союза в связи с проблемой Нагорного Карабаха является неприемлемым для Армении. Как передает «Новости-Армения», об этом на пресс-конференции 25 декабря сказал глава парламентской фракции правящей Республиканской партии Армении Галуст Саакян. По его словам, подобное заявление связано с дружественными отношениями Казахстана и Азербайджана, и вполне закономерно, что Назарбаев периодически поднимает вопросы карабахской проблематики.
Саакян также отметил, что в данный момент ему ничего не известно о содержании «дорожной карты» вступления Армении в Таможенный союз, подписанной накануне. Политик заверил, что в скором времени «дорожная карта» будет опубликована и вынесена на общественное обсуждение.
В Москве в свою очередь считают, что нагорно-карабахский конфликт не является сдерживающим фактором для евразийской интеграции, носящей экономический характер. Как передает «Новости-Армения», об этом заявил заместитель директора I Департамента стран СНГ МИД России Дмитрий Полянский в ходе видеомоста Москва Ереван на тему «Евразийский выбор – Армения-2013″.
«Мы не ставим целью нашими интеграционными усилиями предвосхищать работу международных форматов, которые занимаются этим вопросом. Этим активно занимается Минская группа ОБСЕ, и все форматы остаются в силе», – заявил Д.Полянский. Он также добавил, что карабахский фактор не играл никакой роли в процессе присоединения Армении к ВТО или в планах Соглашения об ассоциации с ЕС.
В любом случае, решение принято. Для вступления Армении в Таможенный союз может потребоваться около полугода. Об этом заявил журналистам 24 декабря первый вице-премьер России Игорь Шувалов. По его словам, именно столько времени может продлиться работа по проверке готовности институтов Армении на соответствие Таможенному союзу, передает ИТАР-ТАСС. Вице-премьер выразил уверенность в том, что Армения может присоединиться к ТС раньше Кыргызстана, что обусловлено не только стремлением властей республики, но и тем, что институты Армении «во многом опережают институты, которые существуют в государствах Таможенного союза, в том числе по рейтингу бизнеса». Шувалов подчеркнул, что по этому рейтингу Армения опережает и Беларусь, и Казахстан, и Россию и занимает в нем 37-е место.
Во-первых, из слов президента Назарбаева можно сделать вывод о том, что в так называемой «дорожной карте» по присоединению Армении к ТС проблема Нагорного Карабаха вообще не обозначена. То есть, как и предполагала наша газета, разработчики «дорожной карты», коими, скорее всего, были российские и армянские эксперты, просто «не заметили» существования этой проблемы. Тут опять нет ничего удивительного. Армения, в отличие от Азербайджана, участвует в зоне свободной торговли СНГ, которая, по сути, является предшественником Таможенного союза. Однако и тогда никто «не заметил» существования карабахского конфликта. Ведь по тем же причинам карабахский конфликт и тогда был проблемой для участия Армении в зоне свободной торговли в рамках СНГ. Тогда никто, даже представители Казахстана, не заметил эту проблему. Если бы «дорожная карта» предлагала какие-либо варианты решения карабахской проблемы с точки зрения законов ТС, то президент Назарбаев не выступил бы с подобным заявлением. В этом случае он обозначил бы собственную позицию по предлагаемым решениям данной проблемы в рамках ТС.
Во-вторых, возникает вопрос: почему Казахстан вдруг обозначил существование карабахской проблемы в качестве препятствия для участия Армении в Таможенном союзе, особенно если учесть, что до сих пор официальная Астана в рамках других экономических объединений старалась «не замечать» эту преграду? Тому, скорее всего, несколько причин. Но вряд ли главной являются особые отношения, существующие между официальными Астаной и Баку. Эти отношения важны, но они существовали и раньше, в том числе на момент формирования Зоны свободной торговли в рамках СНГ.
Первое – необходимо учитывать, что с 2015 года предполагается трансформация ТС в Евразийский союз. Евразийский союз чем-то будет напоминать Евросоюз. То есть, в отличие от Таможенного союза, это более глубокий уровень интеграции, не исключено, что с выходом на единую валюту, с четкими обязательствами, в том числе и по состоянию социально-экономических показателей в едином пространстве и т.д. Тут необходимо учитывать следующий момент: в рамках Таможенного союза у Казахстана нет никаких обязательств перед другими членами этого объединения, кроме сферы таможенных пошлин. То есть состояние экономики той же Беларуси или Армении особо не волнует Астану. Сейчас все «затраты» по вовлечению Армении, Украины и Кыргызстана в ТС несет исключительно Россия. Однако с 2015 года, то есть с момента создания Евразийского Союза, ситуация изменится. Как в Ервосоюзе, ведущие страны будут в ответе за состояние дел у ведомых. К примеру, сегодня Германия и Франция несут основные затраты по выводу стран Южной Европы из кризиса. Ни для кого не секрет, что в Евразийском Союзе «ведущими» станут Россия и Казахстан. И Казахстану совсем не хочется разделять затраты России по содержанию Армении.
Второе – необходимо учесть, что Юг Европы является огромным и важным рынком для экономически развитых, устойчивых и ведущих государств Евросоюза, коими считаются Германия и Франция. А вот Казахстан не расматривает Армению в качестве важного, а тем более огромного рынка для своих товаров. То есть тут игра не стоит свеч. Затрат будет намного больше, чем предполагаемой выгоды даже в среднесрочной перспективе. Россия рассматривает Армению в качестве геополитического плацдарма на Южном Кавказе. У Казахстана таких геополитических интересов на Южном Кавказе нет, по крайней мере, связанных с Арменией. Наоборот, если у Казахстана есть какие-то перспективные экономические и геополитические интересы на Южном Кавказе, то они связаны с Азербайджаном, а точнее, с коммуникационно-энергетическим коридором Восток-Запад.
Третье – из-за отсутствия перспективных экономических, а также геополитических интересов в Армении, Казахстан особо не волнует и решение проблемы по обеспечению стабильности как внутри, так и вокруг этой страны, в отличие, скажем, от Кыргызстана. То есть Казахстан готов нести затраты по обеспечению стабильности в соседнем Кыргызстане ради собственных интересов, особенно с учетом сложной геополитической ситуации в регионе, но не в Армении.
Четвертое – не исключена трансформация самого Евразийского Союза в ближайшее время в более интегрированную структуру с охватом военно-политического сотрудничества. Тем более, что все идет к тому, что все члены ОДКБ войдут в Евразийский Союз.
То есть в перспективе карабахский конфликт может стать для Астаны сильной головной болью, а точнее, серьезной военно-политической проблемой во взаимоотношениях с Азербайджаном, чего Казахстан хотел бы избежать, притом по многим причинам.
И, наконец, в Астане прекрасно осознают, что Россия для удержания Южного Кавказа может спровоцировать новый военно-политический кризис на Южном Кавказе.
Например, генеральный директор аналитического центра «Стратегия Восток-Запад» Дмитрий Орлов считает, что вероятно Россия будет способствовать проведению в Карабахе референдума, сообщает Vesti.az. «На повестку дня будут вынесены три вопроса: «Хотите ли вы быть суверенной республикой?», «Хотите ли вы быть в составе Азербайджана?» и «Хотите ли вы быть в составе Армении?» – подчеркнул политолог. Однако, по мнению эксперта, вопрос с референдумом будет зависеть от «особого мнения» главного человека в России. «В этой связи преждевременно говорить о и референдуме, и о скором признании Россией независимости «НКР», – считает эксперт. Эксперт призывает не забывать тот факт, что статус-кво в карабахском конфликте выгоден как некоторым политикам, так и обычным людям, которые имеют свою выгоду. «Достаточно просто походить по тем же армянским магазинам и посмотреть на товары на их прилавках, которых в Армении не должно быть в принципе. Каспийскую икру, например. Не забывайте, что войны, прежде всего, выгодны тем, кто на них зарабатывает», – резюмировал он.
Безусловно, любой референдум на данном этапе по статусу Нагорного Карабаха будет воспринят официальным Баку в штыки и приведет к резкому обострения ситуации в регионе.
Кстати, лидеры-сепаратисты армян Нагорного Карабаха очень чутко чувствуют эти важные нюансы и все чаще выступают с заявлениями, направленными на обострение военно-политической ситуации. «Вводить миротворческий контингент в зону нагорно-карабахского конфликта нет никакой надобности, да и на данный момент об этом нет никаких разговоров». Об этом на пресс-конференции 24 декабря заявил так называемый «министр обороны» непризнанного режима Мовсес Акопян, добавив, что этот вопрос не обсуждался и никогда обсуждаться не будет. По его словам, «армия обороны НКР в состоянии обеспечить безопасность народа Арцаха».
Мовсес Акопян также коснулся вопросов о гонке вооружений с Азербайджаном, исполнения взаимных обязательств в рамках Организации Договора о коллективной безопасности в случае возобновления военных действий, возможностях армянских ВС к сопротивлению, роли российской 102-й базы в Гюмри и пр.: «Нам думать нечего, мы очень сильны. Будет ли российская база в Гюмри, не будет ее, будут там договоренности в рамках ОДКБ, не будут, – мы свою задачу выполним, я ни на секунду не сомневаюсь», – сказал он.
Что касается работ, проводимых в лице Армении в рамках ОДКБ и НАТО, Мовсес Акопян заявил, что они направлены на «всестороннее обеспечение системы безопасности нашей страны» и «невозобновление войны». В случае военной эскалации конфликта армянские вооруженные силы с легкостью решат вопрос, уверен он. «Вооружение не играет ключевой роли. Все решает готовность человека защищать свою родину и победить. Здесь у нас нет никаких проблем. Для осуществления этой цели у нас есть соответствующая боевая техника. Все наши действия направлены на недопущение начала войны, а если она начнется, мы не можем сидеть, сложа руки. Мы будем вооружаться столько, сколько нужно для решения нашей задачи. В следующем году услышете о приобретении нового вооружения и оружия дальнего поражения», – заключил он.
Заявления господина Акопяна, по сути, направлены на торпедирование любых мирных инициатив, в том числе и в рамках института сопредседательства Минской группы ОБСЕ, на данном этапе уж точно. Необходимо учитывать, что, по убеждению всех ведущих экспертов, данный этап проходит под патронажем американцев. А это вряд ли соответствует интересам Москвы.
Притом также необходимо учитывать то, что Кремлю намного легче проконтролировать лидеров сепаратистов Нагорного Карабаха, чем политическое пространство в самой Армении, где все же присутствует и проармериканское лобби. Одним словом, посредством сепаратистов намного проще торпедировать мирные переговоры. А сейчас вернемся к заявлениям Акопяна. Во-первых, он выступает однозначно против, притом не просто сейчас, а вообще на все времена, размещения миротворцев в зоне конфликта, что является частью любого плана мирного урегулирования, в том числе в качестве гарантий безопасности. Другими словами, без решения вопроса международных миротворческих сил вряд ли удастся договориться об урегулировании конфликта в целом, если, конечно, речь не идет о полной капитуляции той или иной стороны.
Во-вторых, Акопян заявляет о том, что в скором времени в Нагорном Карабахе может появиться оружие дальнего поражения. Возникает вопрос: откуда? И тут вариантов не так много. Поставки могут пойти или через саму Армению, или же через Иран. То есть речь идет о поставках тяжелых видов оружия с большой поражающей силой никем не признанным, то есть неформальным боевым формированиям, что не только является грубым нарушением международного права, но и несет в себе огромную угрозу миру и безопасности в регионе, притом в более широком масштабе. По большому счету, создается впечатление, что кое-кто пытается спровоцировать Азербайджан на вполне адекватные, но крайне несвоевременные ответные действия.
Именно учитывая сложность момента, американский сопредседатель призывает конфликтующие стороны строго придерживаться обязательств по соблюдению режима прекращения огня. «Армения и Азербайджан должны уважать обязательства, озвученные президентами двух стран, и соблюдать режим прекращения огня. Дальнейшее насилие недопустимо», – написал сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Джеймс Уорлик на своей странице в Twitter, призвав всех к миру.
Господин Уорлик прекрасно осознает, что уж очень многие заинтересованы в провале его миссии.