Цель
Чтобы лучше управлять миром в ближайшем будущем, необходимо развивать способность прогнозирования на перспективу и стратегическое мышление. Поэтому латиноамериканские страны должны знать и разрабатывать глобальные сценарии развития событий на долгосрочную перспективу, предвидеть типы и масштабы возможных вызовов, рисков и возможностей. Будущее стран Латинской Америки и Карибского моря невозможно предвидеть вне общемирового контекста. По мере ускорения перемен, необходимо все в большей мере оценивать долгосрочную перспективу, не довольствуясь краткосрочной.
Правительствам нужно будет подготовиться, как в гуманитарном, так и в государственном плане, к действиям в условиях неуверенности и быстрых изменений, поскольку глобализация породит большое количество непредсказуемых последствий в каждой стране. Когда мировое развитие может пойти по различным направлениям, их прогнозирование поможет избежать возникновения нежелательных ситуаций и выделить те, которые могут оказаться полезными. Правильно спланированные действия помогут выработать правильный маршрут, чтобы приблизиться к желаемым результатам.
В данной работе излагаются причины, по которым необходимо развивать эту деятельность. В первой части обобщаются наиболее вероятные мировые тенденции и сценарии на основе докладов, подготовленных главными исследовательскими центрами развитых стран.
Во второй части определяются области, заслуживающие особенного внимания Латинской Америки вследствие воздействия некоторых общемировых процессов на каждую страну в отдельности и на континент в целом.
Исходя из этого, определяются те вопросы, требующие тщательной проработки с целью выработки латиноамериканскими странами политики на перспективу.
О важности предвидения того, как будут развиваться события
За последние два десятилетия латиноамериканские страны предприняли ряд важных шагов по пути укрепления демократии и государственных институтов, сбалансированного и эффективного управления государственными финансовыми средствами, в области макроэкономики и социальной политики, направленной на сокращение бедности и неравенства. Но при этом отстают в стратегическом прогнозировании. Практически не проводится исследований долгосрочных мировых тенденций, не разрабатываются программы и проекты национального развития, учитывающие альтернативные сценарии мирового развития и опыт других стран.
Политика разрабатывается на краткосрочную перспективу, основываясь исключительно на рыночных показателях и не принимая во внимание структурные программы, увеличивающие производительность, снижающие неравенство и вовлекающие людей в производственные процессы. Подобное отсутствие перспективного прогноза снижает возможность реагирования на непредвиденные события или повороты в развитии ситуации, делая страны более уязвимыми от превратностей судьбы.
Один из способов предсказать последствия состоит в том, чтобы спросить самих себя, удалось ли нам вовремя предвидеть основные изменения, произошедшие за последние 20 лет, принять лучшие решения и более оптимально использовать время. В качестве примера приведем четыре глубоких изменения, которые не смогли в достаточной мере предугадать в Латинской Америке:
Интернет: В начале 90-х годов его использование было ограниченным. Компьютеры были уделом богатых, закон Мура (утверждающий, что возможности компьютеров удваиваются каждые 18 месяцев) еще не был сформулирован, а затраты были большими. Однако, вскоре увеличение скорости передачи и обработки информации обусловили прорыв в развитии электронных средств связи. Это вызвало изменения в экономике, общественных отношениях и гражданском сознании, открыв невиданные доселе возможности. Очень трудно было представить себе, как далеко зайдет этот процесс, но некоторые страны, в частности, Южная Корея, своевременно и правильно расставили приоритеты, заняв лидирующие позиции в этой отрасли. Именно в этой стране была разработана самая передовая на то время сеть широкополосной связи, созданы компании, в течение короткого времени завоевавшие мировую известность. Другие не проявили подобной прозорливости, пустили все на самотек, не внедрив современные компьютерные технологии и широкополосную связь в главные отрасли промышленности.
Китай: Было очевидно, что эта страна набирает силу. Экономический рост Китая оказал благоприятное воздействие на страны Южной Америки, однако его последствия не были в должной мере оценены. Более того, не разрабатываются меры по снижению рисков и максимальному использованию предоставляющихся возможностей.
Финансовый кризис: Некоторые правительства недооценили азиатский кризис конца 90-х годов, полагая, что он не будет иметь долговременных последствий. Тем не менее, он дал о себе знать с новой силой и снизил темпы развития. Особенно тяжелым оказался финансовый кризис 2008 года, возникший на Уолл-стрит и с быстротой молнии распространившийся по Европе. Его не смогли предвидеть даже деловые круги крупнейшей финансовой державы мира. Система финансового регулирования дала явный сбой. Латинская Америка отчасти сумела избежать тяжелых последствий этого кризиса благодаря продуманным мерам, принятым после долгового кризиса 80-х годов и финансового кризиса 90-х. Причина столь мощных потрясений отчасти заключается в сверхсовременных информационных и коммуникационных технологиях, используемых в финансовой системе. Именно они вызвали мгновенную реакцию, которую не удалось сдержать с помощью существующих административных инструментов. Весьма вероятна опасность системных сбоев в долгосрочной перспективе.
Изменение климата: Исследования в этой области стали проводиться с запозданием, и ему не было придано должного значения. Сейчас эта серьезная проблема находится в центре внимания человечества. Постепенно стали приниматься соответствующие нормативные акты, увеличилось количество докладов и дискуссий по этой теме. Но даже в наши дни недостаточно изучается, как изменение климата влияет на сельское хозяйство, а также последствия возможных стихийных бедствий. Последствия климатических изменений продолжают оставаться непредсказуемыми, поскольку неизвестно, на сколько градусов повысится температура планеты, равно как и произойдут ли ее резкие скачки. Кроме того, необходимо принять новые нормативные акты в области потребления и инвестиций, создать новые институты и технологии, учитывать экологический фактор при разработке стратегий развития.
Вышеописанные явления мало кто смог предвидеть. Однако, в силу их бурного развития в полный рост встает вопрос о развитии прогнозирования.
Отставание можно сократить
В Латинской Америке необходимо начать систематическое применение методики составления сценариев развития на перспективу, анализировать меняющуюся обстановку, отслеживать основные мировые тенденции, а также изучать те события, вероятность которых невысока, а воздействие очень сильно в случае, если они все же произойдут. Задача не из простых. Прогнозы обычно составляются на один-два года, рынок тем временем развивается по своим законам, а проблемы решаются по мере их возникновения. Дело в том, что события происходят с такой быстротой, что более долгосрочный прогноз теряет смысл. Тем не менее, сейчас все более набирает силу иной подход, в соответствии с которым понимание преобладающих мировых тенденций позволит по крайней мере предвосхищать возможные сценарии и определять имеющиеся возможности. Дефицит долгосрочных прогнозов объясняется тем, что в Латинской Америке преобладает как раз первый подход.
Проводимые исследования носят случайный характер и не учитывают мнения правительственных и деловых кругов, определяющих политический курс и разрабатывающих инвестиционные программы. Отсутствует взаимосвязь между краткосрочными и долгосрочными прогнозами, правительственные учреждения, как правило, не располагают долгосрочными ориентирами, а стратегические исследования не оказывают весомого содействия тем, кто занимается решением текущих проблем. С другой стороны, тем немногие отраслевые исследования на перспективу от 10 до 20 лет, проведенные по вопросам энергетики, сельского хозяйства и окружающей среды, не имеют единого координирующего центра, который бы обеспечил им необходимую целостность для выработки стратегии.
Это отставание можно преодолеть за короткие сроки. В развитых странах имеются исследовательские центры, разрабатывающие прогнозы во всемирном масштабе. В Латинской Америке таких исследований не проводится, но данный опыт вполне можно было бы использовать. Прогнозы, разработанные ведущими мировыми центрами (это могут быть правительственные структуры, компании, университеты, независимые группы и международные организации), могли бы оказать помощь в создании постоянно действующих исследовательских коллективов и обучении специалистов.
Крупнейшие мировые державы уже многие годы систематически анализируют тенденции глобального развития, и к этой задаче подключаются все новые страны. Наибольшими возможностями в этой сфере обладают США, причем эту работу проводят как правительственные учреждения, так и университеты, компании и частные исследовательские центры. Самое последний доклад под названием «Мировые тенденции развития 2030: альтернативные миры» (Global Trends 2030: Alternative Worlds) подготовлен в 2012 году на основе многочисленных консультаций с экспертами из различных стран мира Национальным советом по разведке. К его разработке привлекались многочисленные научные институты. В частности, в этой связи можно порекомендовать ознакомиться с работой «Взгляд в 2030 год: американская стратегия для постзападного мира, Manning, 2012)» (Envisioning 2030: US Strategy for a Post-Western World, Manning, 2012).
Подобная работе ведется и в Евросоюзе. Самый последний доклад по данной теме называется «Глобальные тенденции в 2030 году: граждане во взаимосвязанном и многополярном мире» (Global Trends 2030: Citizens in an Interconnected and Polycentric World, ISS, 2012). Значительных успехов в данной области добились также небольшие страны с высоким уровнем развития, в частности, Финляндия и Сингапур. Работу в данном направлении также ведут такие развивающиеся страны как Бразилия, Китай, Российская Федерация и Южная Корея. Ведущие научные институты начинают координацию своей деятельности, обмениваются взглядами на тенденции, неожиданные события, методики и сценарии развития событий.
Заглядывать в будущее — не значит заниматься предсказаниями. Предсказать что-либо невозможно, но зато вполне возможно изучить приемлемые гипотезы о том, как будут развиваться события. Будущее не представляет собой линейное продолжение прошлого и напрямую связано с человеческой деятельностью. Определение областей риска помогает выработать правильную стратегию и определить имеющиеся возможности.
Составление прогнозов основывается на определении тенденций, которые кажутся преобладающими. Затем выбираются события или явления, которые, в случае, если они действительно произойдут, могут вызвать различные последствия в зависимости от сочетания тенденций и обстоятельств. Поиск и сопоставление различных сценариев событий позволяют составить определенные прогнозы, которые впоследствии подвергаются тщательному анализу для определения вероятных последствий (Национальный совет по разведке, 2012).
Перспективный анализ исходит, прежде всего, из качественных показателей и многочисленных консультаций с экспертами самого различного профиля из самых разных уголков земного шара. При этом исследователи стремятся, прежде всего, выделить нетипичные явления, которые могут стать преобладающими, их вероятность и возможный масштаб последствий.
На языке экспертов труднопредсказуемые события, влекущие за собой серьезные последствия, называются «черными лебедями». Кто-то утверждает, что распознать их невозможно, поскольку человеческое сознание тяготеет к тому, чтобы отвергать то, в чем оно не уверено, а также экстремальные события (Талеб, 2007). Другие наоборот считают, что можно, по крайней мере, снизить уровень неуверенности (Techcast, 2013).
Разработаны также математические модели, с помощью которых можно обработать огромное количество данных с тем, чтобы оценить имеющиеся возможности. Особое признание получила модель, известная под названием International Futures и разработанная Барри Хьюзом (Barry Hughes), сотрудником Денверского университета. С ее помощью можно имитировать глобальные системы с переменными показателями в области демографии, экономики, технологии, политики, развития отдельных регионов и др. С ее помощью можно создавать графическое отображение возможных сценариев развития событий, обучать экспертов и отрабатывать решение практических задач с научными сотрудниками.
Шесть мировых тенденций
В ходе Межамериканского диалога был составлен перечень из более чем 600 исследований общемировых и отраслевых проблем на долгосрочную перспективу (как минимум на 10 лет), опубликованных в последнее время. В результате анализа основных долгосрочных тенденций, между ними было обнаружено сходство. В первом приближении можно выделить шесть следующих мировых тенденций, которые можно считать важными для Латинской Америки:
1) Подрывные инновации, то есть те, разработка и распространение которых внесет значительные изменения в производство, занятость, благосостояние, систему управления и человеческие отношения.
2) Нехватка природных ресурсов, например, воды, продовольствия, энергоносителей и полезных ископаемых; изменения в структуре спроса и технологические инновации.
3) Демографические изменения, смещение центров власти, новые рынки, растущий средний класс, миграционные потоки.
4) Развитие и рост городов, сосредоточение населения, потребность в развитии инфраструктуры и основных услуг, качество жизни, конкурентоспособность городов.
5) Изменение климата и его воздействие на сельское хозяйство, охрана окружающей среды, гражданское сознание, изменение в поведении людей.
6) Демократическое управление, развитие связей между людьми в масштабах планеты, влияние новых технологий на общественные отношения, открытость, безопасность, насилие и оргпреступность, преступления в сфере информационных технологий».
Серхио Битар Чакра (Sergio Bitar Chacra), чилийский инженер и политический деятель, президент Фонда за демократию и старший научный сотрудник Межамериканского диалога (Вашингтон). Был советником президентов Сальвадора Альенде, Рикардо Лагоса и Мишель Бачелет, трижды был сенатором и председателем Партии за демократию (PPD), входящей в Социалистический интернационал. Битар написал автобиографическую книгу «Остров 10» (Isla 10), в которой рассказывает о времени, проведенном в пиночетовских лагерях. Его последняя книга, изданная в 2011 году, называется «Чили, Боливия и Перу. Общее будущее» (Chile, Bolivia y Perú. Un Futuro Común).