Fakt: Тебе понравилась Россия?
Мацей Макушевский (Maciej Makuszewski): Хм… Россия — ок, меня ничего там не раздражает. Хотя я не могу сказать, что восхищен ей. Это довольно специфическая страна. Но зависит, о какой России ты спрашиваешь, потому что одно дело — это, например, Кисловодск, где я живу, а другое — Москва. Самолет из Минеральных Вод, города, который находится неподалеку от Кисловодска, летит в столицу 2 часа 40 минут. И это уже другой мир. Из тихого уголка, собственно, провинции, ты попадаешь в мир, который ушел далеко вперед, где все самое большое, самое дорогое, самое высокое…Где быстрее всего живут. Кисловодск с точки зрения привлекательности я бы не сравнил даже с Белостоком. Лучше всего мне в Польше, но к России я уже привык. Мне помогло знание языка.
— В дорогих московских магазинах тебе тоже удавалось объясниться?
— Есть магазины, где цены могут поразить человека с любым (и уж точно с моим) заработком. Кошмар. Впрочем, в супермаркете в Кисловодске хороший хлеб стоит 170 рублей. Много. Простая булка стоит 40.
— В России тебя что-нибудь удивляет?
— Матчи в 9 часов утра по польскому времени. Это было в далеком Томске. Ты просыпаешься и идешь играть. Но это еще ничего: Марцин Ковальчик (Marcin Kowalczyk) из нижегородской «Волги» играл однажды в 5 часов! Только бы Владивосток не вернулся в премьер-лигу, потому что дальше так продолжаться не может. Меня удивляет еще одна вещь. Из Кисловодска в Грозный 400 километров. На домашние матчи мы всегда едем на автобусе — это около шести часов пути. А если мы играем, например, на выезде в Краснодаре, это около 350 километров, то летим на самолете. Почему? Понятия не имею. Обычно, если исключить Москву, куда летает много регулярных рейсов, мы перемещаемся чартерами.
— Футболистов «Терека» принимают в Грозном как-то особо?
— По пути в Грозный наш автобус не стоит в пробках или на светофорах. С чеченской границы до гостиницы нас сопровождает эскорт.
— В «Тереке» ты получаешь в 10 раз больше, чем раньше в «Ягеллонии», твой польский клуб получил за тебя миллион евро, тем не менее, звучат мнения, что уехав в Грозный, ты совершил ошибку.
— Мне следовало ответить «нет, спасибо, я хочу состариться в польской лиге»? Черт с ней с зарплатой, просто появился кто-то конкретный и выложил на стол миллион евро за польского игрока, пригласив его в более сильную лигу. Это плохо?
Читайте также: «Водка из водопроводного крана? Полная ерунда!»
— В Грозном живет Жерар Депардье. Знаменитый актер, который получил российское гражданство, обосновался именно в Чечне. Он дружит с главой республики, владельцем «Терека» и его почетным президентом Рамзаном Кадыровым.
— Можно сказать, что мы тоже дружим с Депардье. Мы постоянно встречаемся с ним в гостинице в Грозном, у него там апартаменты. Недавно он снимал в городе фильм.
— Кадыров — президент Чечни. Оценивают его по-разному. Самое мягкое звучащее определение — бандит.
— Я не буду давать Кадырову оценок. Я знаю его только с хорошей, спортивной стороны. В отношении нас он совершенно нормальный. А его личная или политическая жизнь меня не волнует. После того как мы выиграли матч с ЦСКА, Кадыров приехал на нашу тренировку, сфотографировался с нами и погонял мяч.
— У него бывают капризы, как у каждого начальника?
— В том то и дело, что нет. Я не видел, чтобы он сердился или кого-то критиковал. Он всегда улыбается: «Давайте ребята!» «Не вешать нос!» Он никогда к нам не придирался. Я помню наш визит в резиденцию президента: дворец, а в клетках сидят серьезные «кошки» — тигры, львы, пантеры. Прекрасные ухоженные животные.
— За результаты команды президент Кадыров должен посадить в клетку ко львам вас самих.
— Мы шутили, что самых плохих футболистов лев приласкает когтями. Президент интересуется «Тереком», но это не так, что когда дела идут неважно, он вызывает нас на разговор или давит на тренера. Для этого у господина Кадырова есть его правая рука — президент клуба. Он живет командой, всем интересуется, помогает, переживает, если что-то не складывается.
— Куда ушли те времена, когда в «Тереке» раздавали «Мерседесы»… Мацей Рыбус (Maciej Rybus) получил такой автомобиль в награду за свои голы и по случаю дня рождения.
— Если команда была бы на первых строчках турнирной таблицы, возможно, появились бы и «Мерседесы». Хотя… У бразильца Маурисио (Maurício José da Silveira) был день рождения, он сыграл отличный матч в «Тереке» и забил гол. От президента он получил машину, правда, «Тойоту». Тоже здорово.
— В российском чемпионате тебя что-нибудь разочаровало?
— Стадионы и телевизионные трансляции. Большинство стадионов — это развалины. Я знаю, что ситуация изменится к чемпионату мира, но сейчас самые лучшие арены у «Терека» и махачкалинского «Анжи». По сравнению с российскими польские стадионы — это высший класс. Такая же разница и со спортивными трансляциями. В России они выглядят так, будто свояк снимает матч на мобильник. (Смеется.) Плохие повторы, слабые программы на футбольную тему. Польский и российский футбол на самом деле отличают две мелочи: уровень и деньги.