28-я эскадра военно-морских сил Исламской республики Иран, в состав которой входила подводная лодка Yunes, успешно завершила в международных водах еще одну поставленную перед ней задачу, которая, как считают эксперты, имеет весьма большое значение в военном плане.
После победы великой Исламской революции, отъезда иностранных советников, имевших важное значение для иранской армии, и введения жестоких санкций против народа Ирана (особенно касательно оборонных поставок) западные страны ожидали, что вооруженные силы страны столкнутся с огромными трудностями и в результате утратят свою боеспособность.
Однако благодаря мудрым действиям основателя Исламской республики имама Хомейни и верховного главнокомандующего аятоллы Хаменеи, таким, как создание в вооруженных силах «Джихада самообеспечения», на сегодняшний день военные подразделения Ирана не испытывают никакой зависимости от других стран в плане обеспечения не только военными специалистами разных направлений, но и техническими средствами.
Сегодня, когда в Иране уже давно нет иностранных советников, военно-морские силы этой страны выполняют у себя до сотни видов военных учений. Живым доказательством этого является присутствие данных войск в воздухе, на воде и под водой как в иранской, так и международной акватории.
В настоящее время не только государства региона, но и другие страны отдаленных частей света, начиная с Красного и Средиземного морей и заканчивая Индийским и Атлантическим океанами, являются свидетелями славного и могущественного присутствия там военно-морских сил Исламской республики.
С самого начала навязанной войны с Ираком иранские ВМС эффективно уничтожали противника, который получал поддержку в плане разведки, вооружения и кадров от врагов исламского строя. Тем самым иранские военные моряки отлично справились с задачей по защите собственных морских границ. Благодаря этому в военные годы удалось избежать срыва важных для страны экспортных и импортных поставок по морским путям.
Сегодня иранские ВМС обладают всеми ресурсами для подготовки кадрового состава специалистов и строительства разного вида вооружений и кораблей надводного и подводного флотов, что позволяет им прославлять мощь и достоинство исламского строя в самых удаленных частях света.
Военно-морские силы Ирана после прохождения через важный в стратегическом плане Суэцкий канал и выхода к Средиземному морю впервые за всю свою историю оказались в зоне интересов Соединенных Штатов и максимально приблизились к территории сионистского режима (Израилю), вызвав тем самым ликование у сторонников исламского строя и вселив страх и ужас в своих противников.
С окончанием навязанной восьмилетней войны вооруженные силы Исламской республики и ВМС как их неотъемлемая часть, используя драгоценнейший опыт «священной обороны» своей родины и сотрудничество с рядом образовательных и исследовательских центров страны, добились огромных достижений в разных сферах.
К их числу можно отнести присутствие подразделений военно-морских сил Ирана в международных водах, а также обеспечение безопасности торговых судов и нефтяных танкеров Исламской республики на морских путях.
За пять последних лет военно-морские силы Ирана в целях противостояния морскому пиратству в открытых водах отправили в эти районы 28 эскадр, состоящих из боевых и десантных кораблей и имеющих вертолетную поддержку с воздуха.
Доблестные бойцы иранских ВМС не только защищают нефтетанкеры и торговые суда от нападения морских пиратов, сопровождая их на всем маршруте следования, но и оказывают помощь кораблям других стран в регионе и за его пределами.
В мировой прессе много раз сообщалось о том, как иранские военные моряки спасли от морских пиратов торговые суда и нефтетанкеры Объединенных Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии, Либерии, Китая и даже Соединенных Штатов во время их плавания в Оманском заливе, Красном море и в северной части Индийского океана.
В нескольких случаях эскадры иранских военно-морских сил включали также сверхтяжелую подводную лодку Tareq класса «Кило», в задачу которой входила отправка в Аденский залив и Красное море и сбор информации касательно протяженности международной зоны акватории.
После успешного окончания своей первой миссии в открытых водах подводная лодка Yunes сделала небольшую остановку у берегов Омана, а затем вернулась на место своего постоянного базирования.
Отметим, что иранская подлодка побила рекорд мореплавания продолжительностью 65 дня, установленный подводным судном под командованием Гейнца Шаффера во время Второй мировой войны. В отличие от немецкой лодки плавание иранской Yunes длилось 66 дня. Столь продолжительное пребывание в далеких краях вплоть до Красного моря считается крупным рекордом.
Командующий военно-морскими силами Ирана вице-адмирал Хабиболла Сайяри, заявив о мирном характере пребывания иранских морских подразделений в международных водах, подчеркнул, что в задачи 28-й эскадры военно-морских сил Исламской республики, которую в том числе сопровождала и подлодка Yunes, входило декларирование дружеских намерений по отношению к государствам, расположенным в регионе и за его пределами.
На пути своего следования Yunes, минуя воды Индийского океана и пересекая Баб-эль-Мандебский пролив между Аравийским полуостровом и Африкой с целью достичь Красного моря, занималась перехватом и фиксированием всех радарных и гидролокационных параметров многих встречных судов.
В своем первом плавании Yunes, осуществлявшая контроль морских рубежей и защищавшая интересы Исламской республики, была отправлена в открытые воды в сопровождении 14-й эскадры иранских ВМС. Преодолев путь длиной в 3800 морских миль и перехватив данные о судах, передвигавшихся в регионе, подлодка вернулась к родным берегам спустя 66 дней после начала своей миссии.
Командующий субмарины капитан второго ранга Хоссейн Харири сообщил, что с начала ввода в эксплуатацию Yunes это было ее первое плавание в международных водах, и добавил: «Присутствие этого судна далеко от территориальных вод Ирана доказывает тот факт, что военно-морские силы Исламской республики являются стратегическими и на поверхности, и глубоко под водой».
Во время плавания иранскими специалистами были успешно испытаны в работе оптимизированные системы подлодки, благодаря чему Исламская республика еще больше поверила в собственные силы и продемонстрировала свою мощь другим странам.
В ходе выполнения поставленной задачи, самой по себе весьма важной для установления надежности судна, экипажу Yunes удалось собрать некоторую ценную информацию, а также провести серию учебных действий, весьма полезных как для него самого, так и для всех военно-морских сил Ирана.
По словам командующего иранскими ВМС, одной из задач эскадр, отправленных в Аденский пролив и другие более удаленные районы, являлось обеспечение безопасности маршрутов судоходства ради сохранения сроков торговых поставок и борьба с морским терроризмом.
Вице-адмирал Сайяри заявил, что Иран является одним из первых государств, которое на запрос Международной морской организации отправило свою эскадру в район Аденского пролива для борьбы с морским терроризмом.
Стоит отметить, что выполнение любой задачи невозможно без наличия хорошо обученного квалифицированного личного состава. Успешное завершение Yunes своей миссии доказало, что в рядах иранских ВМС служат настоящие профессионалы своего дела.
Как сообщил вице-адмирал Сайяри, основной целью военно-морских сил является защита водных границ, ресурсов и интересов Исламской республики в открытых водах, а также охрана международных морских путей.
Для Ирана самыми важными морскими торговыми путями считаются северо-западный и северо-восточный районы Индийского океана, Аденский залив, Баб-эль-Мандебский пролив, Красное море, Суэцкий канал, Малаккский пролив, а также юго-восточные воды азиатского континента.
Успешное выполнение своей задачи подводной лодкой Yunes, плававшей в открытых водах совместно с 14-й эскадрой, продемонстрировало мощь Ирана в юго-восточной Азии.
Yunes относится к подлодкам класса «Кило». Иран закупил три таких судна у России в начале 90-х годов. Подлодки долгие годы находились на вооружении ВМС Ирана и некоторые их системы были модернизированы умелыми иранскими специалистами, а благодаря получению опыта экипажем они смогли отправиться в плавание в самые удаленные части света.
Подводные лодки данного класса могут выполнять самостоятельные операции и долгое время пребывать под водой автономно (45 дней, как утверждают информированные международные источники), тем самым значительно повышая функциональную мощь командированных эскадр.
В число задач единиц подводного флота, действующего в удаленных районах, является идентификация присутствующих в Красном море и Аденском заливе боевых кораблей разных стран мира и получение информации об их количестве.
Конечно, на боевом дежурстве в Персидском заливе находится большое количество иранских подлодок класса «Ghadir», однако они способны к операциям лишь на малой глубине и могут производить лишь частичную идентификацию проходящих судов. Поэтому отправку подлодок класса «Кило» на тысячи миль от иранских берегов можно считать важным достижением, благодаря которому еще больше обеспечивается безопасность маршрутов, проходимых судами под флагом Исламской республики в открытых водах.
Подлодки класса «Кило» считаются одними из самых мощных в мире образцов дизель-электрического подводного флота. По классификации американских ВМС они проходят под названием «Черная дыра».
Данный класс субмарин является одним из самых малошумных. Это качество достигается при помощи полной звуковой изоляции корпуса, которая вместе с его обшивкой, поглощающей ультразвуковые волны, и гребным винтом с семью лопастями, издающим очень слабый звук, крайне затрудняет обнаружение подлодки. Некоторые источники считают, что вероятность ее обнаружения по сравнению с другими субмаринами этого уровня соответствует одному к четырем. Все это говорит о преимуществе подлодок данного класса по сравнению с их аналогами класса Dolphin, которыми оснащены военно-морские силы режима, оккупировавшего Иерусалим.
Субмарины класса «Кило» имеют длину от 70 до 74 метров, надводное водоизмещение около 2300 тонн, шесть торпедных аппаратов калибром 533 миллиметра и 18 торпед дальнего действия. Судно также вооружено 24 морскими минами, которые можно запрограммировать и заложить на разной глубине.
Согласно данным западных средств массовой информации, подлодки класса «Кило» оборудованы еще и восемью ракетными установками противовоздушной обороны малой дальности, которые еще больше увеличивают защитные свойства этих субмарин.
Кроме этого, подлодки класса «Кило» могут перевозить и приводить в действие морские крылатые ракеты SS-N-27, которые выпускаются из торпедного отсека.
Ракеты данного вида могут быть противокорабельными и противолодочными, а также использоваться для поражения наземных целей (ими вооружены некоторые модели «Кило», например, те, которые служат в китайских ВМС). Кстати, некоторое время тому назад в СМИ прошла информация о том, что с одной из иранских подлодок был произведен ракетный выстрел.
Осуществив ремонт подлодки Tareq, также относящейся к классу «Кило», Иран добился полной самостоятельности в плане технического обслуживания своих субмарин.
Не так давно состоящая на вооружении ВМС Исламской республики тяжелая подводная лодка Tareq-901 была отремонтирована усилиями иранских специалистов и, по приказу верховного главнокомандующего вооруженными силами аятоллы Хаменеи, спущена на воду в порту города Бендер-Аббас в Персидском заливе.
Tareq – это третья тяжелая подводная лодка класса «Кило», которая поступила на вооружение иранских военно-морских сил в 1992 году. Ее главной задачей считается обнаружение морских судов.
Спустя несколько месяцев после окончания первой международной миссии Yunes эта субмарина в ноябре 2013 года в составе 28-й армейской эскадры впервые отправилась в восточную часть Индийского океана.
28-я эскадра состояла из одного десантного корабля «Бендер-Аббас», эсминца «Альборз», вертолета Bell-212 и подлодки Yunes класса «Кило». Пройдя три тысячи километров, она сначала причалила в индийском порту Мумбаи, а затем отправилась в Коломбо в Шри-Ланке.
На маршруте своего следования эскадра заявила о своей готовности оказать помощь одному пакистанскому торговому судну, а также спасла от морских пиратов либерийский корабль, плывший в порт Эль-Фуджайра в Объединенных Арабских Эмиратах.
Учитывая то, что указанные подлодки обладают высокими техническими характеристиками и сложнейшим военным оборудованием, отвечающим всем современным мировым стандартам, а специалисты, умеющие пользоваться этим оборудованием, имеются лишь в самом узком кругу стран, значение для Ирана таких единиц подводного флота невозможно переоценить.
Посетив в порту Мумбаи иранские корабли, командующий военно-морскими силами западной части Индии генерал Шекхар Синха высоко оценил боевую готовность эскадры и, в частности, подлодки Yunes. Среди прочего он заявил: «Под моим командованием тоже находится одна субмарина наподобие этой, поэтому я в состоянии понять, насколько преуспел Иран в поддержании и эксплуатации этой подлодки».
В скором времени в составе той же эскадры Yunes покинула Мумбаи и 19 декабря сделала остановку в Коломбо.
Заместитель командующего ВМС Ирана, подчеркнув важность для Исламской республики восточного района Индийского океана, заявил: «Порт Коломбо является одним из ключевых пунктов на морском транзитном пути в страны Дальнего Востока и Восточной Азии, а сама Шри-Ланка – важным государством Индийского океана».
Вице-адмирал Сияваш Джаре особо отметил значительный рост боеспособности иранских военно-морских сил и добавил: «ВМС страны, отправляя свои подводные лодки в открытые воды самых удаленных частей земного шара и обучаясь техническому управлению этих плавательных средств, сумели доказать всему миру прочность священного строя Исламской республики. Сегодня присутствие подлодки Yunes в восточной части Индийского океана свидетельствует о мощи иранской армии».
28-я эскадра ВМС Ирана, преодолев путь длиной в 2200 морских миль и сопроводив 12 торговых судов, сумела обнаружить и отследить в открытых водах 64 единицы морских и воздушных объектов военного назначения.
На сегодняшний день ВМС Исламской республики, превратившиеся благодаря усилиям верховного главнокомандующего аятоллы Хаменеи в ключевую стратегическую силу, используют весь свой потенциал на воде, под водой и в воздухе и играют решающую роль в обеспечении безопасности внутренних и международных морских путей. Именно в зоне действия иранских военных моряков реализуются самые крупные в мире торговые операции.
Иранское военное присутствие в открытых водах удаленных регионов важно и с другой точки зрения: непрекращающийся процесс развития Ирана вызывает поддержку государств, дружественных Исламской республике, и заставляет ее врагов бояться.