Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Русский реализм как музейный бренд

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В лондонском аукционном доме Sotheby’s проходит выставка под названием «Советское искусство. Советский спорт». Согласно распоряжению, подписанному Владимиром Путиным, 2014 год объявлен перекрестным годом культуры Великобритании и России. Британский Совет и российский МИД уже опубликовали официальную программу культурных мероприятий 2014 года в обеих странах.

В лондонском аукционном доме Sotheby’s проходит выставка под названием «Советское искусство. Советский спорт». Выставка продлится до 14 января 2014 года, а в феврале переедет в Москву, где ее можно будет посмотреть в Институте русского реалистического искусства. Согласно распоряжению, подписанному Владимиром Путиным, 2014 год объявлен перекрестным годом культуры Великобритании и России. В распоряжении президента сказано, что он проводится «в целях дальнейшего развития российско-британских отношений». Эти отношения находятся сейчас на довольно низком уровне, и обе стороны надеются, что обоюдному культурному сотрудничеству удастся их улучшить. 

Британский Совет и российский МИД уже опубликовали официальную программу культурных мероприятий 2014 года в России и Великобритании. Открытая в Sothеby’s выставка — первый в бесконечной череде кросскультурных проектов, которые будут реализованы в обеих странах. Институт русского реалистического искусства, под эгидой которого проходит лондонская выставка, — частный московский музей российского банкира, председателя совета директоров «Промсвязьбанка» Алексея Ананьева, коллекционера русской реалистической живописи и давнего и важного клиента лондонского аукционного дома.

Как правило, аукционные дома не устраивают выставок, не предназначенных для продажи произведений искусства, и исключение, сделанное для коллекции Ананьева, обусловлено новыми тенденциями на международном художественном рынке: растут спрос и цены на реалистическое искусство, в частности, на реалистическое искусство советского периода. Глава русского отдела Sotheby's Джоанна Викери отмечает, что крупнейшие собрания советского реалистического искусства находятся сейчас в США. Понятно, что аукционный дом обязан учитывать реальный спрос на художественном рынке, который и диктует существующие на нем цены. В качестве примера роста интереса к реалистической советской живописи и роста цен на нее Викери ссылается на аукцион, проведенный Sotheby's в Америке в 2010 году, на котором картина классика соцреализма Юрия Пименова «Празднование 1-го мая» ушла за полтора миллиона долларов.

По-видимому, в постмодернистском мире современного искусства начались перемены, и художественный рынок чутко на это отреагировал. Среди авторов 35 работ, экспонируемых на выставке «Советское искусство. Советский спорт», такие крупные художники-реалисты советской эпохи, как Александр Дейнека, Юрий Пименов, Александр Самохвалов, Георгий Нисский, Сергей Лучишкин, Самуил Адливанкин, Кирилл Кустодиев, Виктор Попков. Спортивные парады, гимнасты, борцы, пловцы, волейболисты — основные сюжеты выставленных работ. Их владелец Алексей Ананьев рассказывает, что побудило его организовать эту выставку и почему он выбрал для нее тему спорта.

 

— Некоторое время тому назад к нам в Институт русского реалистического искусства приехал глава лондонского отделения Sotheby's лорд Полтимор. Наша экспозиция и качество выставленных работ произвели на него столь сильное впечатление, что он предложил подумать об организации какого-то совместного проекта и представить его именно в Лондоне, где находится европейская штаб-квартира Sotheby's. Цель проекта — познакомить как можно более широкий круг зрителей и, конечно, потенциальных покупателей с советским реалистическим искусством середины и конца ХХ века. Когда мы начали переводить эту идею в практическую плоскость, то поняли: для западного, в частности британского, зрителя первое знакомство с советским искусством должно быть созвучно темам, которые у него ассоциируются с Советским Союзом. А это или советская космическая программа, или балет, или спорт. Тем более что спорт — тема, если не близкая, то по крайней мере понятная подавляющему большинству зрителей. Немаловажно также, что художники того времени не обходили своим вниманием тему спорта и создали много замечательных произведений, выполненных в реалистической манере, причем не пропагандистских агиток, а хороших и глубоких работ, посвященных спорту.

 

— Что представляет собой основанный вами Институт русского реалистического искусства?

— Институт русского реалистического искусства — профессиональное музейное пространство, которое и в Москве, и в России, и в Европе предлагает зрителю советское или русское реалистическое искусство ХХ века (в первую очередь середины и второй половины ХХ века) с точки зрения ключевых имен советского реалистического направления, а также знакомит с региональными художественными школами, которые в то время и много значили, и внесли существенный вклад в становление советского искусства этого периода. Создать Институт меня побудило то, что за последние 20 лет на ключевых музейных площадках, таких как Третьяковская галерея и Русский музей, русское искусство этого периода оказалось незаслуженно отодвинуто в сторону. Оно еще не забыто, но внимание, экспозиционные площади и выставочные проекты, которые уделяются этому периоду художественного творчества, на мой взгляд, не соответствуют ни его мощи, ни его качеству, ни его значению для русской культуры.

Начав коллекционировать, я вскоре понял, что моя коллекция стала выходить за рамки домашней коллекции и нужно найти ей какой-то новый формат. Этот формат был найден в виде музейного пространства, которое я посчитал возможным назвать Институтом русского реалистического искусства. При этом слово "институт" следует понимать не как учебное заведение, а как институция. Примеры такого названия музеев в мировой практике существуют. К примеру, в США есть замечательный Институт изящных искусств в Чикаго — один из лучших музеев страны. Функция нашего музея — дополнять экспозиционное пространство государственных музеев и заполнять существующую лакуну. Сейчас Институт — это 2500 кв. м экспозиционных площадей и более 500 работ, находящихся в постоянной экспозиции, не говоря уже о тематических и временных выставках.

 

— Приурочена ли выставка, которая проходит в Лондоне, а затем переедет в Москву, к зимней Олимпиаде в Сочи? 

— Только в том смысле, что в Олимпийских играх участвуют спортсмены, а наша выставка тоже о спорте. Наша выставка ни в коей мере не «заточена» под зимние виды спорта и уж точно не под Олимпиаду. На ней демонстрируется и ряд юмористических работ, мало пригодных для пропаганды Олимпиады.

 

— Вы коллекционер, основатель музея, поделитесь своими художественными убеждениями... 

— С моей точки зрения, одной из вершин русского изобразительного искусства являются произведения русских художников середины и второй половины XIX века. В первую очередь передвижников — участников Союза русских художников. 

Я делаю то, что считаю нужным, и делаю это на свои деньги, не на деньги бюджета, ни у кого не одалживаюсь, и при этом сообразуюсь со своими, а не с советскими или любыми другими моральными ценностями

Эти представители академической школы, носители академических навыков исповедовали реалистическую традицию в отображении окружающего их мира, но при этом всегда делали акцент на личностном отношении к действительности. В силу общественно-политической ситуации, сложившейся в России в конце XIX века, они выбирали для своих работ самые острые социальные моменты российской жизни. На мой взгляд, передвижники — художественное явление мирового уровня, мирового порядка. Собственно, идея создания Института русского реалистического искусства состоит в том, чтобы наглядно показать: художественная традиция передвижников не утеряна, она передавалась из поколения в поколение как художниками начала ХХ века, так и той школой, которая была сохранена и получила развитие в 1940–50-е годы. Эта традиция самобытно реализовалась лучшими художниками 1960–70-х годов. Это, собственно, то искусство, которое мне понятно и близко.

 

— Вам не доводилось встречаться или общаться с Владимиром Путиным? Задавая этот вопрос, я имею в виду, что, как бывший спортсмен, президент РФ, возможно, мог предложить вам организовать такую выставку или поддержать ваш проект. 

— Я ни разу не встречался с Владимиром Владимировичем, а организация этой скромной выставки, ставшей результатом частной инициативы, — уж точно не почин президента. Спорт был одним из важнейших брендов советской идеологии и призван был повысить престиж советской системы и советского образа жизни.

 

— Вы не опасаетесь, что кое-кто из посетителей выставки может обвинить вас в пропаганде советских идеологических ценностей? 

— Не опасаюсь, потому что, если какому-то не очень умному или не очень вежливому человеку захочется найти негатив, то он его найдет в любом, даже самом позитивном и бескорыстном начинании. Я делаю то, что считаю нужным, и делаю это на свои деньги, не на деньги бюджета, ни у кого не одалживаюсь, и при этом сообразуюсь со своими, а не с советскими или любыми другими моральными ценностями. Есть такая поговорка или фраза, которая принадлежит одному из православных старцев: «Чистому все чисто». Нужно уметь видеть прежде всего положительные моменты в любых начинаниях.