Перевод: ИА «Курсор» (Израиль)
Трудно было одолеть журналистское расследование сотрудницы газеты The Marker Шарон Шпорд, посвященное известному пиарщику Рани Рааву. Статья, опубликованная в январском журнале этой газеты, представляет собой все то, чем журналистика быть не должна: в ней много сплетен, второстепенных бессмысленных деталей, цитаты анонимных собеседников и бесконечное число обрывков случайной информации, из которой трудно составить внятную картину происходящего. В этой статье нет ни единой магистральной линии, за исключением нескрываемого желания журналистки сколотить из этих неудобоваримых ингредиентов негативный имидж известного специалиста по общественным связям. Очень негативный имидж, крайне негативный.
Статья носит название «Игры Раава» и не представляет собой ничего, кроме попытки сварить журналистский суп из позавчерашней лапши. Вишенкой в этом сомнительном торте является записанная на пленку беседа между Раавом и автором текста. Этот разговор был абсолютно лишним – не только потому, что Раав вел себя в ходе беседы не самым лучшим образом, но и потому, что беседа произошла из-за какого-то статуса в фейсбуке, написанного журналисткой, в котором она с особым цинизмом связывает имя Раава с именем Нохи Данкнера, намекая на попытки известного пиарщика вызволить бизнесмена из кризисной ситуации вокруг концерна IDB за счет сотрудников.
Раав разозлился (вполне справедливо), а журналистка использовала его гнев в своих целях.
Шели Яхимович, экс-председатель Аводы, уже использовала данный материал. У нее давние счеты с человеком, который первым разглядел особенности ее личности. Интернет бурлит. Активисты социального протеста, которые еще неделю назад тихо занимались темами дороговизны жизни и подорожания проезда на общественном транспорте, начали настоящую охоту за скальпом Раава. За этим действиями нет никакой идеологии, никакой возвышенной идеи. Чистая, незамутненная ненависть к этому человеку.
Вопрос заключается не в том, кем является Рани Раав. Это может интересовать только журналистскаую братию и людей из рекламно-пиарного бизнеса. Вопрос в том, почему некоторым журналистам так важно вновь и вновь доказать, что речь идет, по их мнению, об ужасном человеке? В чем состоит идея — заставить публику ненавидеть его таким образом? Страх, что он займется политикой? Страх перед его популярностью среди обычных граждан?
Пора сказать правду. А правда заключается в том, что в Израиле культура ненависти к людям, обладающим средствами и влиянием, стала нормой, рутиной. Особенно если успешный человек не принадлежит к «своим». Эту культуру пестует журналистская братия в надежде, что источаемый ею яд проникнет и в другие слои общества.
Проблема не в освещении и анализе действительно важной темы (связь между властью и капиталом). Проблема во враждебном отношении ко всем владельцам крупного капитала, ко всем, кто связан с этими людьмми, ко всем, кто не принадлежит к «правильной» партии. Это не социалистическая, марксистская ненависть, имеющая некий идеологический оттенок. Это попытка сформировать заново властные структуры в Израиле, ввести новых руководителей – в экономике, в СМИ, в различных отраслях. Чтобы все обладали «правильным» мировоззрением и, если можно, желательно, горячо ненавидели нынешнего премьер-министра.
Ведь культура ненависти началась именно с Биньямина Нетаньяху. Эта ненависть продолжается до сих пор. Спор с Нетаньяху носит приемущественно не идеологический характер. Просто ненавидят этого человека. Ненависть к Рааву также проистекает не из неких «антикапиталистических» принципов, не из революционного стремления очистить израильское общество от тех, кто осуществляет посредничество между властью и капиталом. Речь о другом – те кто травят Раава, хотели бы, чтобы это посредничество осуществляли другие, «свои» люди.
Главная опасность культуры ненависти заключается в том, что подобная ментальность может стать главенствующей в общественном диалоге. Если бы Раав заявил о своей поддержке принципа «два государства для двух народов» и публично подверг критике Нетаньяху, статья в TheMarker вряд ли была бы опубликована.