«Опыт Швейцарии в разрешении конфликтов может быть полезен на Кавказе». Как сообщает АПА, об этом написал вчера на своей странице в Twitter сопредседатель Минской группы ОБСЕ по разрешению нагорно-карабахского конфликта от США Джеймс Уорлик.
Он отметил, что консультации сопредседателей Минской группы с действующим председателем ОБСЕ пройдут два дня – вчера и сегодня. Напомним, сопредседатели МГ ОБСЕ в своем очередном заявлении в декабре прошлого года заявили о намерении провести консультации в январе с председательствующей в 2014 году в ОБСЕ Швейцарией.
Как сообщили в МИД Швейцарии, посредники проведут встречи с руководителем федерального департамента иностранных дел Швейцарии Дидье Буркхалтером, государственным секретарем МИД Швейцарии Ивом Росье. В ходе встреч они обсудят вопросы сотрудничества между Швейцарией и сопредседателями на период председательства страны в ОБСЕ.
Вряд ли Швейцария может серьезно повлиять на урегулирование карабахского конфликта. В лучшем случае эта страна может стать «явочной квартирой» для армяно-азербайджанских консультаций, притом, скорее всего, неформальных, но не более. Просто выбор Швейцарии в качестве «явочной квартиры» не позволяет некоторым заинтересованным сторонам проявить раздраженность. Так было и во время переговоров вокруг армяно-турецких протоколов.
При этом не секрет, что Швейцария, будучи формально «нейтральной площадкой», на самом деле выполняет роль «явочной квартиры» американцев. Но важно совсем другое. А точнее то, что нас ждет в 2014 году в урегулировании карабахского конфликта.
Как уже сообщала наша газета в предыдущем номере, известная американская частная аналитическая компания Stratfor дала прогнозы относительно внешней политики России на 2014 год. В прогнозе Stratfor Россия предстает глобальной державой, стремящейся к удержанию старых и построению новых позиций в мире, гибкой во внешнеэкономической стратегии и способной к дипломатическим компромиссам в политике.
Таким образом, некоторые аналитики прогнозируют активизацию России на Южном Кавказе с последующим усилением позиции Кремля в нашем регионе. А этого можно добиться исключительно двумя способами. Первый – можно «закрыть» Азербайджан для мира. Это возможно сделать только в том случае, если России удастся превратить Грузию «в пророссийскую страну». В краткосрочной перспективе этого можно добиться исключительно военно-политической интервенцией по результатам, сопоставимым с оккупацией России Южного Кавказа в 1920 году.
Второй – можно попытаться добиться и того, чтобы Азербайджан стал «пророссийским». Тут на первый взгляд существуют варианты. В беседе с корреспондентом Vesti.az руководитель Единого информационно-аналитического центра «Евразия Информ» Владимир Букарский выразил уверенность в том, что 2014 год станет годом ожесточенной борьбы России и Запада за евразийское пространство.
«В первую очередь это будет борьба двух интеграционных проектов – евразийского (продвигаемого Россией) и «Восточного партнерства» (продвигаемого Западом). Каждая из сторон будет пытаться привлечь Азербайджан к своему проекту. Позиция Азербайджана, обладающего ценнейшими природными богатствами, является ключевой в регионе. Естественно, что главная борьба развернется, в том числе, вокруг Азербайджана», – подчеркнул он.
Политолог считает, что действия России будут самые разные – от предложения инвестиций до политически выгодных для Азербайджана проектов карабахского урегулирования.
На вопрос, какие политически выгодные варианты для Азербайджана в карабахском аспекте может предложить Россия, аналитик отметил, что, возможно, будет предложен вариант создания федеративного Азербайджана по примеру плана Козака, некогда предлагаемого Молдове. В.Букарский также предположил, что проект может быть предложен Азербайджану уже в ближайшем будущем.
Таким образом, некоторые эксперты считают, что Кремль может сделать такое предложение по урегулированию карабахского конфликта, от которого официальному Баку невозможно будет отказаться. Например, сохранение территориального единства Азербайджана посредством федерального государственного устройства. Одним словом, Азербайджану будет предложено урегулирование карабахского конфликта, чем-то напоминающее вариант «общее государство», который в свое время, а точнее в середине 90-х годов прошлого столетия, был отвергнут официальным Баку. Однако ради справедливости надо отметить, что сейчас не середина 90-х. Сегодня мы являемся свидетелями намного более серьезной большой геополитической игры с очень высокими ставками, где Россия, несмотря на ограниченность ресурсов, пытается сыграть собственную партию, хотя бы на постсоветском пространстве. И в Баку не могут не учитывать этого фактора. И все же мне трудно понять, на что надеются в Кремле. Сразу отмечу, что федерализация Азербайджана тут не главная проблема. По большому счету, не важно, как будет называться реализуемый вариант урегулирования конфликта. Важно другое, а точнее взаимные обязательства сторон в Большом мирном договоре по урегулированию карабахского конфликта. Предыдущий схожий вариант назывался «общим государством». По тому варианту, официальный Баку не мог самостоятельно, то есть без согласования с армянами Нагорного Карабаха, проводить даже внешнюю политику. То есть проблема не в названии, а в содержании.
РФ является федерацией. Однако субъекты федерации не имеют никакого влияния на формирование внешней политики Кремля, по крайней мере, формально. Кроме того, автор этих строк еще накануне принятия Конституции Азербайджана в 1995 году предупреждал о недопустимости сохранения статуса Нахичевани в качестве автономной республики. С одной стороны, нельзя было сохранять правовую основу для федерализации Азербайджана. А с другой – в случае сохранения Нахичевани в качестве автономной республики мы уже не могли предложить Нагорному Карабаху статус ниже этого. Никто не послушался. Все гонялись за голосами выходцев из Нахичевани и Армении. Другим важным фактором является то, что же взамен на урегулирование карабахского конфликта может от Азербайджана потребовать Россия. Тут все просто. Размещение российских миротворцев в зоне конфликта и участие Азербайджана в путинских интеграционных проектах на постсоветском пространстве, что станет гарантией утверждения гегемонии РФ на Южном Кавказе.
Если в Кремле кто-то предполагает, что официальный Баку может пойти по этому пути, то это верх наивности. Для этого необходимо переформатировать все внешнюю политику Азербайджана, в том числе и в экономической сфере. Но основные параметры этой политики заложены подписанием «Контракта века» в 1994 году Гейдаром Алиевым. Последующие проекты, реализованные в этом русле, к примеру, Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Тбилиси-Эрзурум просто забетонировали фундамент. Сегодня даже при всем желании никто не может изменить параметры этой внешней политики.
Таким образом, мирное переформатирование внешней политики Азербайджана невозможно. Остается военно-политический вариант. В долгосрочной перспективе это, в конечном счете, проигрышный для России вариант. Но в краткосрочной перспективе можно добиться поставленной цели, как было в августе 2008 года. Тогда Россия по большому счета стала шантажировать США и его союзников большой войной на Южном Кавказе. И стороны были очень близки к большой войне. В последний момент в Белом доме отдали предпочтение дипломатическому урегулированию конфликта. То есть не исключено, что Кремль для реализации своих геополитических интересов на Южном Кавказе может поставить регион перед угрозой большой войны, в надежде на то, что и на этот раз Вашингтон дрогнет, пойдет по пути дипломатического урегулирования конфликта и согласится на определенные уступки России. Это вполне реалистичный вариант, по крайней мере, по сравнению с рассматриваемым выше.
Одним словом, Азербайджану в срочном порядке необходимо нейтрализовать военно-политическую угрозу со стороны России. Именно в этом ракурсе необходимо рассматривать визит президента Азербайджана в Брюссель. По крайней мере, хотелось бы верить в то, что в нашем Белом доме визит в Брюссель расматривается с упором на эти параметры.
Как стало известно, президент Азербайджана Ильхам Алиев в рамках своего визита в Брюссель посетит штаб-квартиру НАТО, сообщает АПА со ссылкой на информацию пресс-службы Североатлантического блока.
И.Алиев проведет встречу с генеральным секретарем НАТО Андерсом Фог Расмуссеном и выступит на заседании Североатлантического альянса.
При этом буквально накануне глава внешнеполитического ведомства Азербайджана высказался как в связи с перспективами урегулирования карабахского конфликта, так и интеграции в евроатлатическое пространство. Наличие вооруженных сил Армении на оккупированных территориях Азербайджана продолжает оставаться главной угрозой для мира, стабильности и развития региона, считает главный дипломат Азербайджана Эльмар Мамедъяров.
По словам министра, интеграция в евроатлантические структуры является последовательно проводимым стратегическим курсом Азербайджана, в частности, партнерство в политической, экономической и гуманитарной сферах с ЕС является одним из главных приоритетов внешней политики Азербайджана.
Говоря об активном участии Азербайджана в программах ЕС «Новое соседство» и «Восточное партнерство», глава внешнеполитического ведомства указал на сотрудничество страны в двустороннем и многостороннем формате в рамках программы «Восточное партнерство».
Министр оценил подписание соглашения об упрощении визового режима между Азербайджаном и ЕС на Вильнюсском саммите «Восточного партнерства» как важный шаг в развитии сотрудничества с ЕС, подчеркнул, что этот документ позволит расширить общение между людьми, проживающими в ЕС и Азербайджане, ускорит приближение законодательства и административных механизмов страны к опыту, который ЕС имеет в этой сфере.
Глава МИД Азербайджана заявил, что Азербайджан и ЕС являются стратегическими партнерами в энергетической сфере, и особо отметил, что Азербайджан нацелен на расширение стратегического сотрудничества и в других сферах.
Итак, расклад фигур и предположительные контуры возможных противостояний налицо. И кажется наступают времена, когда, как ни крути, интересы государства требуют полной мобилизации.