9 декабря 2013 года на своей странице в социальной сети министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман сделал сенсационное заявление. По утверждению главы МИДа, в 2014 году будет разработано и подписано соглашение о зоне беспошлинной торговли между Израилем и странами Таможенного Союза – Россией, Казахстаном и Белоруссией. Такой шаг интересен ввиду двух перспектив: во-первых, как реальное расширение Таможенного Союза в контексте экономического сотрудничества безотносительно общих государственных границ, а во-вторых, как обоюдовыгодный политический маневр стран.
С экономической точки зрения, создание ЗСТ между Израилем и ТС может быть взаимовыгодным шагом. Ведь на данном этапе своего развития Таможенный Союз нуждается не только в расширении, но и в качественной диверсификации рынка. Как известно, ключевая роль торговых союзов – в активизации коммерческих потоков между странами-участницами ввиду ограничения ряда торговых барьеров, что позитивно влияет на показатели темпов роста ВВП и создание рабочих мест, а значит – преодоление безработицы и увеличение социальной стабильности. Но, как отмечают сами российские эксперты, в случае Таможенного Союза эта система не приносит ожидаемого эффекта. Ведь он объединяет страны, – Россию, Белоруссию, Казахстан – которые, по своей сути, в той или иной мере, являются сырьевыми экспортерами. В основе же активизации торговли – наличие как экспортеров, так и потребителей в пределах экономического объединения. Таким образом, условием усиления, увеличения объемов внешней торговли, активизации темпов роста Таможенного Союза является качественное расширение интегрированных во внутрисоюзную торговлю субъектов, расширение потребительского рынка.
Кроме того, как подчеркивает Аза Мигранян, руководитель отдела экономики Института стран СНГ, российские интересы заключаются не только в прорыве новых товаров на израильский рынок (энергоносители, алмазы и металлы), но и в притоке израильских инвестиций и доступе к высоким технологиям Израиля. Еще один интерес для России — это получение выхода через Израиль на месторождения энергоресурсов Средиземноморья, что позволит начать там осуществлять их добычу, переработку, транспортировку, что очень актуально с точки зрения усиления конкуренции на мировом рынке энергоресурсов.
Эти интересы России осознает и израильская сторона. Как заявил А.Либерман, «…соглашение о свободной торговле станет одним из приоритетных направлений российско-израильского сотрудничества … оно станет своего рода сигналом не только для государственного, но и для частного сектора … мы обсудили такие вопросы, как таможенное регулирование экспорта сельскохозяйственной продукции из Израиля в Россию, технологии управления водными ресурсами, внедрение альтернативных видов топлива, освоение возобновляемых источников энергии, отношения между российскими и израильскими компаниями в области инвестиций в разработку запасов природного газа и многие другие темы».
В то же время подписание договора о ЗСТ с Таможенным Союзом принесет ряд бенефиций самому Израилю. Ведь «режим наибольшего благоприятствования» открывает конкурентным израильским товарам двери перед 150 миллионами потенциальных потребителей. «Израиль обладает уникальными разработками в сфере высоких технологий, медицинского оборудования, авионики, сельского хозяйства и во многих других областях науки и техники. Нам есть, что предложить России. Но потенциал сотрудничества еще далеко не исчерпан», – так комментирует перспективу сотрудничества глава израильского МИДа. Оптимизм дипломата подтверждают цифры: на сегодня ежегодный товарооборот между Израилем и Россией составляет 3 млрд. дол. в сравнении с 1,38 млрд. дол в 2009, что на тот момент означало 1,4% от внешнеэкономического оборота Израиля.
Сейчас же эксперты прогнозируют возможность активизации взаимного товарооборота до 4 млрд. дол. и двойное увеличение показателей динамики обоюдных инвестиций. Только за последние годы из стран Таможенного Союза было поставлено более половины всей закупаемой Израилем нефти. Импортируя прежде всего сырье, драгметаллы, зерно, древесину и энергоносители Израиль в основном продает в эти страны продукцию собственного изготовления, такую как сельхозпродукты, фармакологию, оборудование, станки, высокие технологии и оружие. На сегодняшний день государство экспортирует в страны ТС лишь 2% от общего объема продукции продаваемой за рубеж, а львиная доля приходится на Россию. По оценке израильского управления по международной торговле, после подписания соглашения о ЗСТ Израиль сможет увеличить свой экспорт в эти страны более чем в два раза. Очевидно, что договор о зоне беспошлинной торговли не только укрепит уже имеющиеся связи, но и выведет их на качественного новый уровень.
Стоит помнить и об имплицитных выгодах, сопровождающих соглашение о ЗСТ. Одной из таких бенефиций является договор о выплате пенсий всем бывшим гражданам СССР и России, иммигрировавшим в Израиль (остро стоит вопрос и для Украины). Это значительно снижает собственные социальные трансферты израильской стороны. И это помимо того, что он получает беспошлинный доступ к рынкам других членов ТС.
Не стоит забывать также о политической стороне, казалось, экономического договора. Ведь для каждой из сторон это может являться частью более сложной политической игры. Для Таможенного Союза — это культивирование собственной статусности с перспективой получения как экономических, так и стратегических дивидендов. Ведь углубление коммерческих связей неразрывно с ростом политического влияния. Похоже, что Россия пытается расширить зону своих стратегических приоритетов за рамки государств-соседей, используя Таможенный Союз как инструмент. Ведь уже в мае этого года ожидается присоединение к Таможенному сообществу Армении. Кроме того, в российских СМИ активно продвигается идея приоритетности этого торгового объединения для других государств. Сообщается, что ТС на сегодняшний день уже получил заявки о сотрудничестве от 35 стран. Но особый интерес вызывают заявления о возможности присоединения Индии и Вьетнама. В контексте расширения также активно упоминается Япония как потенциальный член. Стоит отметить, что речь, как правило, идет не о сотрудничестве, а именно о присоединении к Таможенному Союзу.
Таким образом, ТС пытается утвердить как свою актуальную, так и потенциальную значимость, хотя вектор влияния направлен скорее внутрь стран-участниц и стран-соседей. Ведь и в случае с Израилем российский медиа-дискурс был наполнен сообщениями о том, что «Израиль вступает в борьбу за Таможенный Союз», «готовится вступить в ТС», он «готов занять место в Таможенном союзе, от которого Украина так упорно отказывается». Интересно, что отечественные СМИ подхватили тональность и сообщили, что «Израиль начал подготовку к вступлению в Таможенный союз», забывая при этом, что в заявлении министр иностранных дел Израиля ни слова не говорилось даже о потенциальном присоединении, а лишь о налаживании экономически выгодных торговых связей путем подписания соглашения о ЗСТ. Как резюмировал А.Либерман: «Израиль не намерен вступать в ТС, присоединяться к ТС – это неверная трактовка сказанного мною».
Что же касается самого Израиля, то тема зоны беспошлинной торговли между ним и странами Таможенного Союза актуализировалась в аккурат после охлаждения израильско-американских отношений. Все тот же министр иностранных дел Израиля заявил, что его государство намерено искать новых партнеров взамен США в свете ухудшения отношений с Вашингтоном из-за его позиции по ряду международных проблем. В ноябре 2013 года, выступая на общественном форуме в Сдероте, дипломат утверждал: «Связи между Израилем и его главным стратегическим партнером –Соединенными Штатами – ослабли. Нам следует прекратить требовать, жаловаться, стонать, вместо этого надо искать страны, которые не зависят от денег из арабского или исламского мира, и которые хотели бы сотрудничать с нами на основе новаторства». Возможно, такими странами-партнерами Израиль увидел участниц Таможенного Союза. Или, по крайней мере, желает убедить в такой перспективе международное сообщество. Ведь ни для кого не секрет, что чем крепче экономические связи, тем интенсивнее политическое сотрудничество.
Хотя перспектива подписания соглашения о зоне свободной торговли между Израилем и странами Таможенного сообщества довольно сложная, ввиду действующей ассоциации государства с Европейским Союзом, подписанной еще в 1995 году. С 1975 года между Израилем и ЕС действует зона свободной торговли. В июне 2008 года ЕС объявил о повышении уровня своих отношений с Израилем. Так что пока не понятно, как отнесется к такому геополитическому шагу партнера Европейский Союз.
Сегодня, Израиль, фактически, пытается реализовать нашумевшую в отечественном политикуме формулу «3+1», лавируя между Европейским и Таможенным Союзом, извлекая при этом максимальные экономические выгоды для себя. В этом контексте стоит вспомнить, что впервые о таком формате сотрудничества с ТС заговорил именно украинский Президент Виктор Янукович. Именно официальный Киев предложил «3+1» формулу сотрудничества со странами Таможенного Союза, которая предполагает налаживание тесных экономических контактов без формального вступления украинского государства в объединение и в то же время – допускает режим ассоциации с ЕС. А 31 мая 2013 года в Минске во время Форума деловых людей государств-участников Единого Экономического пространства между Украиной и Евразийской экономической комиссией был подписан Меморандум об углублении взаимодействия, что позволило большинству экспертов заявить, что таким образом Украина получает статус наблюдателя при ТС. В тоже время, в ситуации с Украиной, российскую сторону не совсем устраивает такой механизм сотрудничества.
Теперь же, в контексте предложений Израиля, возникает вопрос: так ли действительно неприемлем для России подобный формат взаимодействия? Возможно, то, в чем не преуспел официальный Киев, удастся реализовать Иерусалиму? В таком случае появится благоприятный для Украины прецедент трехстороннего сотрудничества ЕС — Таможенный Союз-третья страна, что в перспективе означает потенциальную возможность воплощения вожделенного для украинской власти варианта партнерства – подписания ЗСТ и с ЕС, и с ТС. Инициатива правительства Израиля, может открыть дверь, в которую Украина безуспешно стучалась.
Руслан Бортник, директор Украинского Института анализа и менеджмента политики, Заместитель Председателя Общественного Совета при МИД Украины.