Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Грузинская реальность против рейтингов

© Фото : Fotolia, yurolaitsalbertЭкономические показатели
Экономические показатели
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Грузия улучшила свои показатели по индексу экономической свободы. По данным международного исследовательского центра Heritage Foundation, страна набрала 72,6 очка из 100 вместо прежних 72,2-х. Однако грузинские эксперты отнеслись к такому рейтингу весьма скептически и называют его смехотворным: реальный уровень жизни населения эти цифры никак не отражают.

Грузия улучшила свои показатели по индексу экономической свободы. По данным международного исследовательского центра Heritage Foundation, страна набрала 72,6 очка из 100 вместо прежних 72,2-х. Однако грузинские эксперты отнеслись к такому рейтингу весьма скептически и называют его смехотворным: реальный уровень жизни населения эти цифры никак не отражают.

Грузия оказалась на 22-й позиции в мире по индексу экономической свободы и на 12-м месте в Европе. Исследования провел международный фонд Heritage. По данным этой организации, из десяти показателей, Грузия улучшила пять, а по четырем положение ухудшилось. Тем не менее, в общем зачете страна получила 72,6 очка — на 0,04 больше, чем в прошлом году.

Подобные исследования были особо модны в Грузии при прежних властях. Экс-президент Михаил Саакашвили очень любил приводить данные, где страна занимала если не первые позиции, то, во всяком случае, была в первой десятке. К примеру, по данным «Единого национального движения», Грузия долгое время была номер первой страной-реформатором, занимала ведущие позиции по простоте ведения бизнеса и еще ряду статей. Был также такой показатель — самая безопасная страна Европы, где для Грузии также была уготовлена ведущая позиция.

Власти кормили этими цифрами свой народ, а ведь люди лучше других видели, что не все так хорошо. Простота ведения бизнеса — понятие достаточно расплывчатое, а вот рост цен, в том числе на продукты первой необходимости и лекарства (по ценам на медикаменты Грузия тоже занимает одну из ведущих позиций в мире) — это очень ощутимо. Поэтому заявления о том, что Грузия — это первый реформатор только потому, что полиция на улице не берет взятки, а имущество можно зарегистрировать тоже без взятки и в короткие сроки, мало успокаивало людей, у которых и имущества-то особого не было, и автомобиль купить не по карману, так что и нет опасности угодить в лапы дорожной полиции.

Конечно же, негативные первые позиции всегда обходили стороной. К примеру, если в Грузии легко было открыть бизнес, то так же легко его было и закрыть или отнять у владельца. Таким образом, по уровню защищенности бизнеса и частной собственности Грузия не попала бы даже в первую сотню стран. Грузия также на одной из ведущих позиций в мире по количеству абортов и на последнем месте — по рождаемости. Такие данные при Саакашвили предпочитали не озвучивать.

Обстановка в Цхинвале


Читайте также: Грузия после титанов


Однако и нынешние власти не особо продвинулись в улучшении экономической ситуации. Пока лишь слышны заявления о начале инвестиционного бума в 2014-м году. Что касается социального положения людей, то в 2013-м году оно даже ухудшилось. Многие потеряли работу в результате сворачивания государственных проектов. Единственное важное улучшение в 2013-м году — всеобщее страхование населения. Впрочем, эта программа была скорее завершением проекта, начатого еще в годы правления ЕНД и Саакашвили. Ну, а что касается главной проблемы Грузии — безработицы, то сломать ей хребет нынешние власти явно не сумели.

Проблема занятости настолько серьезна, что к ее решению готова подключиться даже церковь. Патриарх Илия Второй уже выступил с инициативой создания специального центра по обучению навыкам бизнеса. Глава Грузинской православной церкви уже встретился с начинающими бизнесменами. Он призвал деловых людей быть более креативными при ведении бизнеса для создания рабочих мест и преодоления бедности. Очевидно, не особо доверяя уже действующим бизнесменам в их способности что-то сделать для людей, Илия Второй больше рассчитывает на будущих предпринимателей.

Эксперт по экономическим вопросам Демур Гиорхелидзе положительно оценил эту инициативу, поскольку Грузии необходимо использовать любую возможность для решения проблемы бедности. Что касается рейтингов и индексов экономической свободы, то Гиорхелидзе называет эти исследования «смехотворными». «Значит, Грузия на 22-м месте по индексу экономической свободы? И что, мы должны плясать и радоваться? — заявил эксперт в интервью Georgia Times. — О какой экономической свободе говорят исследователи этой организации, если в стране экономики фактически не существует? В Грузии тотальная безработица, не создаются рабочие места. Нет менеджмента и единой системы по решению этих проблем. Банковская системе в катастрофическом положении. Нет никакой финансовой помощи для начала того или иного бизнеса. Я полагаю, что те организации, которые публикуют подобные данные, ставят себя в очень неловкое положение».

«Что, правительство должно успокоиться и быть довольным такими данными? Да ничего подобного, — подчеркивает Гиорхелидзе. — Эти цифры ничего общего с реальной ситуацией не имеют. Индексы не помогут нам справиться с экономическими сложностями».

«Что касается инициативы Патриарха, то она очень даже положительная, особенно учитывая высокий уровень доверия населения к этому институту. Конечно же, в том случае, если и тут не окажутся люди, для которых церковь — возможность заработать, и которые ничего общего не имеют с желанием помочь населению страны», — говорит эксперт.

Кстати, в Грузии всегда был достаточно низкий уровень доверия к разного рода социологическим исследованиям. Особенно это касается изучения рейтинга партий. Эти данные затем очень часто не совпадали с результатами выборов, как это было в случае с исследованиями Национально-демократического института США. А что касается данных по поводу экономического благосостояния и развития Грузии, то при их прочтении и вовсе кажется, что речь идет о какой-то другой стране.