«Геостратегическое положение Каспия, а также гигантские нефтяные и газовые запасы этого моря не являются секретом. Иран на равноправной основе владеет 20% Каспийского моря, и оно находится под серьезным контролем Военно-морских сил Исламской Республики Иран». Об этом заявил командующий иранскими ВМС Хабибулла Сайяри, передает ANS.
«Участие вооруженных сил внерегиональных государств в решении вопросов Каспия может нанести удар по безопасности в этом стратегическом регионе. В обеспечении безопасности на Каспии важно тесное сотрудничество стран региона», – сказал иранский военный.
Как считает азербайджанский политолог Эльшан Манафов, такие высказывания командующего ВМС Ирана являются сигналом Западу и, в особенности, США, чтобы они отступились от планов по установлению контроля над Каспийским регионом. По словам Манафова, Иран может претендовать только на свою часть Каспия, а она отнюдь не составляет 20% моря, это только около 13%. По крайней мере, при разделе моря между СССР и Ираном Тегеран располагал именно такой его частью.
Эксперт считает, что Иран и Россия стремятся использовать нерешенность правового статуса Каспия для реализации своих устремлений, в частности, для воспрепятствования строительству Транскаспийского газопровода из Туркмении в Азербайджан. Ведь транспортировка туркменского газа в Европу через Азербайджан способствовала бы укреплению независимости обеих стран.
«Иран и Россия хотят этому противодействовать. Надо учитывать, что одна из прикаспийских стран – Казахстан – уже вступила в Таможенный союз. В этом смысле я считаю, что между прикаспийскими странами есть договоренность о недопущении Запада на Каспий», – сказал Манафов.
Вместе с тем эксперт выразил мнение, что Азербайджан не позволит, чтобы в его секторе Каспийского моря расположились вооруженные силы другого, в том числе регионального государства. «Без согласования с Азербайджаном размещение судов ВМС других государств противоречило бы международным конвенциям. Да и азербайджанское правительство никогда не согласится с этим, так как Азербайджан – независимое государство, и оно будет стремиться защитить свой суверенитет в рамках международного права», – отметил политолог Манафов.
В свою очередь известный украинский политолог Алексей Вороненко в беседе с «Новости.аз» заявил, что, если Вашингтон пойдет на решительное сближение с Ираном, это чревато определенными рисками и может нанести удар по международному статусу Азербайджана, как главного партнера США в Каспийском регионе.
«В этой связи многие вопросы уйдут на второй план, в том числе отодвинется на неопределенный срок и решение нагорно-карабахского конфликта. Более того, это может повысить риски для Азербайджана со стороны ряда геополитических акторов», – сказал Вороненко.
Поэтому, по его мнению, Азербайджану предстоит вести более активную дипломатическую работу с США. «Дело в том, что Штаты и ранее пытались делать ставку на Иран, но безуспешно, поскольку в Иране настороженное отношение к американцам. В Азербайджане же нет групп, радикально настроенных по отношению к США. Здесь очень важно, насколько активно руководство Азербайджана задействует рычаги нефти и газа во внешней политике для предотвращения нежелательных сценариев», – сказал эксперт.