- Порой звучит мнение о том, что якобы все представленные российской стороной документы правительство Армении спешит механически, а порой и не читая, подписать, даже не считаясь с интересами своей страны. Высказывается также беспокойство по поводу того, что наш «корпус экономистов» действует негибко и может проиграть в этой сложной игре…
- Во-первых, одно уточнение. Не Россия представляет нам документы, а Таможенный союз. Мы должны понять, что в основе этих процессов не просто взаимоотношения Армения-Россия, а Таможенный союз - Армения. А три страны-члена ТС в течение 3-х лет составили пакет документов этой структуры.
Входящее в любой союз государство может принять или не принять уже имеющиеся договоры. Подобное произошло, когда наша страна готовилась стать членом Совета Европы: они нам предлагали документы, мы их принимали. Следовательно, Армения сегодня изучает пакет уже сформировавшегося Таможенного союза, и дает свое согласие. То есть, новый пакет, во избежание потерь времени, не создается.
Говорить, что все, что нам предлагается, армянская сторона механически подписывает, неправильно. Если она что-то подписывает, то только те документы, которые относятся к общей политике союза.
Что касается второй части вопроса, то если в документах будут присутствовать положения, которые не отвечают интересам нашей страны, то Армения, придя к согласию с тремя странами-членами ТС, может временно отложить их реализацию или же смягчить их. К примеру, вопрос таможенной ставки. Для продукции, импортируемой в Армению, законом установлена таможенная пошлина в размере 2,5%, между тем как в странах Таможенного союза она составляет 7%. Армянская сторона может на определенный период уменьшить таможенную ставку, чтобы она не вызвала повышение инфляции.
Сегодня процессы находятся в той стадии, когда наши экономисты, правительство Армении имеют много работы. Они должны вести серьезные переговоры, правильно представить наши подходы, делать предложения, которые будут вытекать из интересов нашей страны, и в то же время не будут противопоставляться интересам стран-членов Таможенного союза. Вопрос в этом. Если это нам удастся, значит, мы имеем команду профессионалов, если нет, то должны винить только себя.
- В последнее время армянские западники используют новую тактику. Они заявляют, что армяно-российские отношения находятся в глубоком кризисе, руководство России не доверяет властям Армении, нет уважения взаимных интересов, есть только вассальные отношения. Являясь политическим деятелем, сотрудничающим с российскими кругами, что вы скажете по этому поводу?
- Сказанное не имеет никакого отношения к действительности. С уверенностью могу сказать, что, представив реальность в подобном свете, некоторые преследуют личные интересы. А армяно-российские отношения необходимо оценивать не по словам, а по делам. Армения еще не стала членом Таможенного союза, а Россия уже предприняла конкретные шаги. К примеру, понизила для нас тарифы на газ, также были сделаны шаги навстречу по вопросу трудовых мигрантов. В этой связи сообщу, что сегодня в России принято негласное решение относиться к гражданам Армении как к гражданам стран-членов ТС, к ним снижены требования, которые установлены в отношении граждан третьих стран. То есть, уже действуют выгодные для нас законы, которые предусмотрены для стран Таможенного союза. Подобных примеров много, и они свидетельствуют о существующем взаимном доверии в армяно-российских отношениях.
Что же касается вассальных отношений, то это антипропаганда. Хотя в прошлом были этапы, когда было заметно похолодание, но даже в этом случае между тремя президентами Армении (Левон Тер-Петросян, Роберт Кочарян и Серж Саргсян) и президентами России постоянно существовали партнерские, стратегические, союзнические отношения. Свидетельством сказанного является наличие многочисленных двусторонних документов, подписанных в течение последних 23 лет.
И, в конце концов, Россия как сверхдержава содействует нам в различных вопросах, однако никогда не ставит требований. К примеру, никогда не заставляла нас менять законодательство. Предоставляя кредиты, она не указывала, как их использовать. По сравнению с другими сверхдержавами, Россия демонстрирует самое минимальное вмешательство во внутренние дела нашей страны. Таковы факты.
Между тем, что касается Запада, то тут ситуация совершенно иная. В обмен на небольшую финансовую помощь, он нам постоянно выдвигает требования, начиная с изменений в законодательстве и внутренней жизни и кончая нагорно-карабахской проблемой. Наверное, нужно напомнить, что проекты законов Армении посылаются на экспертизу не в Россию, а Венецианскую комиссию. Пусть читатель сам сделает надлежащие выводы: вассальные отношения у нас с Россией или с Европой, имперскую политику ведет Россия или Европа?
Сегодня наша страна идет по правильному интеграционному пути, и время эту истину также докажет.
(Публикуется с небольшими сокращениями).