Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Болгары и румыны — не угроза для европейского рынка

© коллаж ИноСМИШенгенская зона: почти зеленый свет для Румынии
Шенгенская зона: почти зеленый свет для Румынии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Во-первых, рабочая сила из восточных государств отличается высоким уровнем технических и научных знаний. Во-вторых, эти люди зачастую знают несколько языков. В-третьих, их культурный уровень не хуже, чем у других европейских граждан. Аргумент о том, что появление болгарских и румынских работников будет сопровождаться снижением зарплат, не выдерживает никакой критики.

С 1 января этого года болгары и румыны могут свободно работать во всех государствах-членах Европейского Союза. Но бросятся ли болгарские (7,3 миллиона) и румынские (21,33 миллиона по подсчетам Всемирного банка) орды на штурм европейского эльдорадо, который сгибается под грузом политики жесткой экономии, угрозы рецессии и безработицы? В то же самое время ратификация Болгарией и Румынией Шенгенского соглашения не играет никакой роли: главное, что ни та, ни другая не станут частью шенгенского пространства по крайней мере до будущего заседания Европейского совета (июнь этого года). Как бы то ни было, несмотря на заявления евроскептиков и националистов всех мастей, полная интеграция болгар и румын не является частью процесса размывания ЕС и социального демпинга, а наоборот отражает стремление к углублению и консолидации общеевропейских достижений, к которым относится и Шенгенская зона.

Изменения на внутриевропейском рынке


Территория ЕС (28 государств) не покрывает всю Шенгенскую зону (26 государств): у каждого из этих образований есть свои четко определенные границы. Население ЕС составляет 505,7 миллиона человек против 419,5 миллиона в Шенгене. Внутренний европейский рынок в свою очередь включает в себя национальные рынки государств-членов. Существовавшие в девяти государствах (Германия, Австрия, Бельгия, Испания, Франция, Великобритания, Люксембург, Мальта, Нидерланды) временные ограничения на доступ к рынку автоматически исчезли 1 января 2014 года: с момента вступления Болгарии и Румынии в ЕС (2007 год) прошло семь лет. Исполненные тревоги заявления Дэвида Кэмерона и баварских консерваторов наводили на мысль о разрушительной экономической эмиграции.

Британский премьер, разумеется, прекрасно отдает себе отчет в том, что его страна не входит в еврозону и не подписывала Шенгенское соглашение, однако пользуется вполне законной интеграцией Болгарии и Румынии во внутренний европейский рынок для достижения собственных политических целей: до европейских выборов мая 2014 года уже рукой подать. В 2013 году, по данным Евростата, безработица составляла в среднем 10,9% по ЕС и 12,1% по еврозоне при 12% в Болгарии, то есть речь о примерно одинаковых показателях. После вступления у болгар и румын, как и у любых европейских граждан, есть право свободно путешествовать и жить в Европейском Союзе. Изменения для внутреннего европейского рынка на самом деле будут минимальными, потому что настоящие перемены уже произошли после присоединения к ЕС. Технические, юридические и административные нормы были сформированы после подписания Лиссабонского договора в 2009 году.

1 января во Франции главные перемены заключались в упразднении разрешений на проживание и трудоустройство для граждан этих государств. Как бы то ни было, если болгары и румыны собираются провести на территории страны больше 3 месяцев, им нужно подтвердить наличие необходимых ресурсов и медицинской страховки, а в противном случае им может грозить выдворение, как и любым не выполнившим эти требования европейским гражданам. Список из 291 профессии, которой могли заниматься болгары и румыны, был расширен и, по сути, перестал существовать. Заявления евроскептиков ошибочны по целому ряду причин. Во-первых, рабочая сила из восточных государств отличается высоким уровнем технических и научных знаний. Во-вторых, эти люди зачастую знают несколько языков. В-третьих, их культурный уровень не хуже, чем у других европейских граждан. Аргумент о том, что появление болгарских и румынских работников будет сопровождаться снижением зарплат, не выдерживает никакой критики.

В декабре 2013 года глава Европейского экономического и социального совета Анри Малосс (Henri Malosse) отправился в Болгарию для участия в конференции по «Миграции в Европе», которую организовала Конфедерация независимых профсоюзов страны. Там он предложил ввести понятие общего минимального дохода для всех государств-членов. Франция, Германия и Англия испытывают нехватку инженеров (следствие деиндустриализации, особенно во Франции) и врачей. Проведенные в ОЭСР исследования показали, что трудящиеся-эмигранты вносят вклад в финансы того государства, на территории которого они работают. Иначе говоря, чем больше рабочих пчел, тем больше меда в улье.

Геополитические и стратегические изменения внутри ЕС

В обозримом будущем Болгария и Румыния станут частью Шенгенского пространства. А внутренние границы ЕС сдвинутся до Черного моря и Ближнего Востока. Помимо экономической Европы приобретет новые очертания и перспектива общей внешней и оборонной политики. Восточная граница ЕС сместится от Италии на рубежи Болгарии и Румынии, то есть на север и юг от дельты Дуная, к Черному морю. Выход к Украине, России, Кавказу и Азии придаст новый смысл словам генерала де Голля о Европе от Атлантики до Урала. На юге, окно в Турцию, Сирию, Ирак и Иран расширит зону контакта с исламом. Выраженные Францией, Германией и Нидерландами сомнения насчет вступления Болгарии и Румынии в Шенгенскую зону под предлогом их неспособности эффективно противодействовать нелегальной миграции, слишком часто используются в политических целях.

Болгарии в первую очередь вменяют в вину «дырявость» ее границы с Турцией. Тем не менее, ее самая уязвимая часть оборудована камерами видеонаблюдения и тепловыми датчиками. Быть может, нам стоит потребовать от нее снова установить двойное заграждение из колючей проволоки и стрелять по беглецам, как это некогда было в прошлом? Европа — вовсе не осажденная крепость в вакууме: подтверждением тому стала трагедия на Лампедузе. Так, может, бдительность государств все же позволит преодолеть этот иррациональный страх перед восточной границей?

Постоянный приток сирийских беженцев на фоне туманных перспектив назначенной на 22 января мирной конференции в Женеве требует переосмысления всех вопросов обороны и безопасности. Болгарии пока что удается избежать гуманитарного кризиса, хотя у местных властей и нет особого опыта в приеме мигрантов. Ускорение рассмотрения прошений об убежище и выдворения за границу нелегальных мигрантов свидетельствует об эффективном политическом и юридическом сотрудничестве. Болгария сформировала шенгенскую информационную систему, продемонстрировав тем самым технологическую и демократическую способность интегрировать и обновлять данные по уголовным, налоговым и экономическим преступлениям.

Создание в Видине (север Болгарии) трехстороннего центра сотрудничества полицейских подразделений Болгарии, Румынии и Сербии позволит повысить эффективность европейской системы безопасности. Кроме того, спикер болгарского парламента и его хорватский коллега разработали механизм постоянного взаимодействия между их депутатскими комиссиями. Укрепление влияния Евросоюза в черноморском регионе представляет собой одну из важнейших задач для внешней политики ЕС. Если Европа хочет чего-то добиться в регионе, то ей нужно действовать гораздо активнее. Срыв подписания соглашения об ассоциации Украины и ЕС подчеркнул необходимость хорошо задуматься о европейской энергетической политике. Энергетическую безопасность ЕС укрепит реализация проектов газопроводов «Южный поток» Газпрома (начнет путь в Казахстане) и Nabucco (двинется в ЕС с Кавказа через Болгарию).

Грядущие европейские выборы станут проверкой для веры европейцев в их институты, представителей и всю нашу европейскую модель. В условиях подъема популизма и ультраправых движений на западе и востоке, способность народов переступить через границы станет решающим фактором в строительстве социальной и солидарной Европы, которая решительно нацелена на будущее, мир и процветание. Начавшееся 8 января председательство Греции в ЕС должно дать новый толчок восточной политике Евросоюза. В Болгарии речи не идет о евроскептицизме, хотя ультраправые и националисты все же дают о себе знать. Нельзя ставить под угрозу консолидацию демократического процесса, позволив страху, предрассудкам и стремлению замкнуться в себе взять верх над рассудком, прогрессом и мощью. Одним из важнейших факторов реализации европейского проекта служит надежда, которая вполне может прийти с востока.