В новом году, который уже продвигается вперед, много внимания международного политического сообщества будет уделено ноябрьским выборам в Конгресс США, в частности, борьбе между республиканцами и демократами по контролю над Сенатом. Однако, как ни важна эта схватка, нельзя недооценивать важность 2014 года как года выборов по всему миру, включая значительное число ключевых развивающихся экономик: выборы пройдут в Ираке, Афганистане, Индии, Египте, Таиланде, Индонезии, Южной Африке, Турции, Бразилии.
14 и 15 января, например, Египет проведёт важный референдум по новой Конституции (парламентские и президентские выборы пройдут позднее в этом году), в то время как 2 февраля Таиланд пойдет на парламентские выборы, которые будут бойкотироваться со стороны оппозиционной Демократической партии. В апреле будет избран преемник Хамида Карзая на посту президента Афганистана; Ирак проведет ключевые парламентские выборы, которые могут позволить Нури Аль-Малики стать премьер-министром Ирака в третий раз; кроме того, пройдут важные законодательные выборы в Индонезии (за которыми последуют в июле выборы президента). И до конца мая в Индии – крупнейшей в мире демократии – должны состояться парламентские выборы, которые, возможно, выиграет оппозиционная партия «Бхаратия Джаната Парти» (БДП) у правящей партии «Индийский национальный конгресс» (ИНК).
Во второй половине года, в июле, в Южной Африке пройдут знаковые парламентские выборы, которые смогут определить будущее страны в период «после Манделы», наконец Турция в августе будет выбирать президента, в борьбе за пост которого может принять участие премьер-министр Реджеп Эрдоган. Бразилия, Уругвай и Мозамбик проведут парламентские и президентские выборы в октябре, а Ливан и республика Босния и Герцеговина пойдут в том же месяце на парламентские выборы.
Разумеется, что важные по значению выборы состоятся не только в странах с развивающейся экономикой. Например, Шотландия проведет в сентябре исторический референдум о независимости, результатом которого может стать её отделение от Соединенного Королевства. И, наконец, выборы в конгресс США в ноябре определят, какого прогресса президент США Барак Обама сможет добиться во внутренней политике в оставшиеся для него последние два года работы.
И хотя будет много умных разглагольствований обо всех этих выборах, точный исход многих из них весьма неопределенный. Гораздо более определенно то, что зарубежные политтехнологи будут работать за кулисами во многих странах с развивающейся экономикой, стараясь помочь кандидатам выиграть.
По оценкам специалистов, одни только американские политические консультанты уже работали в более чем половине стран мира. В этом году эта оценка вырастет, и американские фирмы охватят по свету более неизведанные территории вслед за широким использованием своих специалистов в 2012 году в США во время президентских выборов и выборов в конгресс.
Выборы в США 2012 года были самыми дорогими в истории, когда и Обама, и его соперник Митт Ромни стали первыми кандидатами в истории, которым удалось привлечь свыше 1 млрд. долларов на одну президентскую кампанию. В целом, по оценкам исследовательского «Центра за ответственную политику» (США) стоимость президентских выборов и выборов в конгресс в 2012 году составила колоссальную сумму около 6 млрд. долларов.
Хотя успех деятельности консультантов по выборам неоднозначен с точки зрения результатов голосования, этот феномен уже получил долгосрочные последствия, которые были названы некоторыми специалистами «глобализацией» профессии политических коммуникаций. Или, как считают критики, это можно назвать всемирной победой манипуляций над реальностью, победой, которая содействовала распространению более однородных кампаний с повторяющимся, общеупотребительным политическим языком.
Как указывает Джеймс Хардинг в книге Alpha Dogs* (2008 г.), истоки того, что стало сегодня мини-отраслью, лежат в 1970-80-х годах. Именно тогда американские политические консультанты начали экспортировать свои политтехнологии и тактики в Латинскую Америку и по всему миру.
Ключевым допущением такого успеха считается то, что подобные технологии и тактики могут достичь электорального успеха практически где угодно. Поэтому при организации выборных кампаний многие страны иногда считаются условными зарубежными аналогами «колеблющихся штатов» США, таких как Флорида, Пенсильвания и Огайо.
Несмотря на то, что политическая жизнь этих штатов весьма отличается от политической жизни стран, в которых работают консультанты из США, спрос на их профессиональные знания и навыки, тем не менее, высокий. В Азии, Африке и на Ближнем Востоке, многие страны которых остаются неизведанной территорией для этих профессионалов, американские фирмы по глобальному политическому консалтингу в этом году могут оказаться вовлечены в столь сложную работу по выборным кампаниям, с которой они ещё не сталкивались.
В целом, 2014 год обещает стать знаковым предвыборным периодом, особенно в странах с развивающейся экономикой. В Ираке, Афганистане, Индии, Египте, Таиланде, Индонезии, Южной Африке, Турции, Бразилии политические последствия выборов могут быть весьма значительными и определить курс международных отношений на многие годы вперед.
Эндрю Хэммонд – бывший аналитик по геополитике компании «Оксфорд Аналитика». Работал также специальным советником в правительстве Великобритании.
_____________________________________________
*Alpha Dogs – документальная книга бывшего главного редактора британской газеты The Times о людях из влиятельной американской пиар-компании «Сойер Миллер Груп» (Sawyer Miller Group), которые обслуживали в качестве закулисных стратегов все президентские выборы в США от Ричарда Никсона до Джорджа Буша-младшего. Дэвид Сойер мечтал о карьере кинорежиссера, Скотт Миллер имел дар написания текстов. Став партнерами, они создали политический центр влияния, направлявший революции от Филиппин до Чили и приведший к власти дюжину президентов и премьер-министров, а также привили этику проведения кампаний корпоративным гигантам от Coca-Cola до Apple. Полное название книги – Alpha Dogs: The Americans Who Turned Political Spin into a Global Business можно перевести как «Собаки альфа: американцы, которые превратили политические манипуляции в глобальный бизнес» – прим. переводчика.