- Каких подвижек стоит ожидать в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта в 2014 году?
- Подвижки в нагорно-карабахском конфликте наметились еще в конце прошлого года, когда прошла встреча президентов двух стран, по итогам которой было достигнуто соглашение о продолжении диалога. После некоторой паузы это хороший сигнал. Другой вопрос, насколько повестка дня сейчас подготовлена, чтобы не просто встречаться ради того, чтобы сохранить некую видимость такого диалога. А добиваться каких-то подвижек в урегулировании конфликта. На этот вопрос можно будет дать ответ, когда станет известно, какие, собственно, предложения лежат на столе двух президентов, и что нового готовы предложить посредники. Поэтому оптимизм есть, но он довольно сдержанный, поскольку переговоры скрыты туманом информационной завесы, а точнее отсутствием информации. Может, после следующей встречи Ильхама Алиева и Сержа Саркисяна станет известно, кто из посредников Минской группы подготовил новый план урегулирования конфликта, да и вообще, существуют ли какие-то новые предложения, уточняющие и дополняющие мадридские принципы. Пока единственный позитивный момент - это сам факт встречи двух президентов, и то, что они согласились продолжить диалог в 2014 году.
- От кого должны исходить новые предложения, и возможны ли вообще такие предложения, которые заставят стороны пойти на компромиссы?
- Слухов много. Ходили разговоры, что есть некие предложения, подготовленные Вашингтоном, но опять-таки, судя по реакции Госдепартамента, это, в большей степени, слухи, нежели реальное отражение вещей. Возможно, есть какие-то новые предложения у Евросоюза, но все это пока в сослагательном наклонении. Может быть, вероятно. Понятно, что в основе переговорного процесса по-прежнему лежат мадридские принципы. Понятно и то, в чем был камень преткновения в переговорном процессе - это статус Нагорного Карабаха и условия, которые должны послужить началом процессу возвращения районов вокруг Нагорного Карабаха.
Мне кажется, что если стороны согласуют решение вопроса о районах вокруг Нагорного Карабаха, думаю, это уже будет существенный сдвиг в процессе урегулирования конфликта. Если говорить о предложениях, поговаривали, что Анкара одним из условий возобновления переговоров по армяно-турецким протоколам ставила вопрос освобождения нескольких районов вокруг Нагорного Карабаха. Правда, это или домысли турецких СМИ, не один из экспертов с полной уверенностью на этот вопрос не ответит.
- Будет ли более активна Россия в 2014 году в процессе урегулирования конфликта?
- Думаю, что будет. Но я бы не сказал, что Россия полностью вышла из переговорного процесса. Это, конечно же, не так. Россия является одним из сопредседателей Минской группы ОБСЕ, и напомню, что именно Дмитрий Медведев в период своего президентства вел диалог с двумя президентами, который, к сожалению, не завершился успехом после Казанской встречи. Владимир Путин присматривается к процессу переговоров вокруг нагорно-карабахского конфликта, и, как мне кажется, есть у России определенные подходы, возможно, даже отличные от тех, что демонстрируют Вашингтон и Брюссель. Но здесь позиция такова, чтобы показать солидарную работу всей Минской группы. То есть те предложения, которые будут лежать на столе Ильхама Алиева и Сержа Саркисяна, должны быть консолидированными. Сдвинуть Баку и Ереван с мертвой точки можно будет тогда, когда посредники будут играть как единый оркестр, а не будут исполнять каждый свою партию, в противовес друг другу. Путин дает возможность другим посредникам показать, какие карты на столе, но, возможно, в 2014 году прозвучат какие-то предложения с российской стороны.
- Кстати говоря, вопрос Нагорного Карабаха звучал и во время обсуждения «дорожной карты» Таможенного союза с Арменией. Как вы считаете, как будет решен данный вопрос?
- Вопрос относительно Таможенной границы Армении с Нагорным Карабахом, равно как и условия вхождения Армении в Таможенный союз, будут очень активно обсуждаться в течение 2014 года. И, как минимум, уже это определяет пристальное внимание России к нагорно-карабахскому вопросу. Здесь есть несколько моментов, которые будут дискутироваться, сначала на уровне экспертов, а потом на уровне политиков. Надо учитывать, что Европейский экономический союз - это проект, в котором не только России, но и Беларусь с Казахстаном имеют право высказывать свою точку зрения.
Поэтому правильнее будет поставить вопрос, как страны Таможенного союза будут вести диалог с Арменией? Думаю, что будет достигнута консолидируемая позиция. Пока она своя у Назарбаева, Лукашенко высказывается осторожно, а российское руководство пока слушает мнение своих партнеров. Думаю, ситуация проясниться к маю этого года, когда стороны выйдут на окончательный текст договора об ЕврАзЭС. Потому что вопрос о расширении будет рассмотрен после того, как будут согласованы контуры нового экономического проекта.
- Стала ли позиция Нурсултана Назарбаева в какой-то степени неожиданной для России?
- Мы обсуждали этот вопрос во время телемостов и с Баку, и с Астаной, и с Ереваном. На экспертном уровне этот вопрос обсуждался, и никто с российской стороны не уходил от ответа. Там были чиновники Евразийского банка развития, Евразийской экономической комиссии. Другой вопрос, что тема настолько острая, что топ-чиновники стараются выбирать такие выражения, чтобы не задеть ни одну из сторон. Но это не означает, что не идет серьезная работа над тем, как решить этот вопрос. У меня сложилось такое впечатление, что пока идет только осмысление его, и поиск вариантов, как выйти из этой сложной ситуации. Но заведомо определенная позиция пока не сформулировалась.
- Также хотелось бы услышать ваш прогноз касательно развития азербайджано-российских отношений, и, в частности, в свете ужесточения миграционной политики России.
- Общий контур азербайджано-российских отношений был сформулирован во время визита Владимира Путина в Баку в августе 2013 года. Это энергетический диалог, торгово-экономические отношения, отношения в рамках урегулирования нагорно-карабахского конфликта, это гуманитарные связи. То есть, весь спектр отношений. В принципе, есть очень много нереализованных возможностей. Думаю, что прагматичный характер отношений, который сложился в последние 2-3 года, сохранится и в 2014 году. Что касается острой миграционной темы, то и российские депутаты, и чиновники пока высказывают равноправные позиции, и имеются различные точки зрения. В частности, с развитием Евразийской интеграции плохо коррелирует вопрос о введение виз. По крайней мере, до тех пор, пока не будет выработан механизм, способный совместить два этих тренда. Думаю, что Путин еще не высказался однозначно на этот счет. Понимаю, что для Азербайджана эта тема острая, но и этот вопрос пока не предрешен, потому что и у того, и у другого варианта есть свои серьезные плюсы и минусы.