Спустя ровно пять лет премьер-министр Тайип Эрдоган снова отправляется в Брюссель, чтобы провести переговоры с официальными лицами ЕС на высшем уровне.
В ходе визита пятилетней давности он обещал продолжать демократические реформы, но, в свою очередь, требовал от ЕС не проявлять дискриминации в отношении Турции. Турция не была страной, которую собирались принести в жертву вето греков-киприотов; это была страна, присоединение которой к ЕС обладало стратегическим значением. И не только потому, что она являлась уникальным в мусульманском мире примером демократии и рыночной экономики. На Ближнем Востоке Турция обладала связями, которые были недоступны для большинства европейских стран.
В визите, состоявшемся 19 января 2009 года, также принимал участие министр иностранных дел того периода Али Бабаджан, который после сопровождения президента Абдуллы Гюля в Египте должен был поделиться своими впечатлениями с официальными лицами ЕС. В этот период Турция беспроблемно выстраивала диалог со всеми столицами (от Тегерана до Тель-Авива), со всеми группами (от ХАМАСа до «Хезболлы»), предпринимала попытки урегулировать отношения с Арменией, вместе со своими соседями (от Греции до Ирака и Сирии) проводила общие заседания совета министров. В последующие месяцы новоизбранный президент США Барак Обама выберет столицу восходящей звезды Турции Анкару в качестве первой остановки своего первого заморского визита.
Однако начиная с этого периода Европа начнет испытывать влияние финансового кризиса, который берет свое начало в США. Турцию, ощутимая доля экспорта которой приходится на еврозону, эта ситуация подтолкнет к поискам новых рынков и союзов на ее собственных задворках.
Но и в этом регионе дела стали идти совсем не так, как хотелось. Когда к похолоданию в отношениях с Израилем (начавшемуся со скандала с «one minute» на Всемирном экономическом форуме в 2009 году и убийством девяти турецких граждан на корабле «Голубая Мармара» в 2010-м) и провалу посреднической роли Турции в переговорах по ядерной программе Ирана добавилась «арабская весна», политическая география региона стала меняться с нерегулируемой скоростью.
Спустя пять лет, сегодня, в трех важнейших странах региона — в Египте, Израиле и Сирии — отсутствуют турецкие послы. Хотя это затрагивает долгосрочные интересы Турции (среди которых — будущее курдской проблемы), Турция постепенно исчезает со сцены в споре о нефтяных доходах, продолжающемся между Багдадом и Эрбилем. По инициативе Обамы США и ЕС теперь устанавливают прямой контакт с Ираном, что уже дает определенные результаты. Политика Запада в Сирии привела не только к отведению для Турции роли переговорщика с организациями, подобными «Аль-Каиде», но и завершилась тем, что инициатива в сирийском вопросе перешла к России и Ирану.
В то время как за пять лет до этого момента Эрдоган регулярно обращал внимание на недостаточность открытия двух разделов в переговорном процессе о членстве Турции в ЕС, раздел, открытый в ноябре 2013 года, стал первым открытым разделом за последние три года. Спустя месяц, наряду с тремя другими министрами, Эрдоган был вынужден отправить в отставку министра по делам ЕС и главного переговорщика по членству в ЕС Эгемена Багыша в связи с разгоревшимся 17 декабря прошлого года скандалом.
Назначенный на это место Мевлют Чавушоглу столкнулся с резкой критикой со стороны европейских политиков в ходе состоявшегося 14 января его первого визита в Страсбург, где он несколько лет был председателем Парламентской Ассамблеи Совета Европы. В течение последних десяти лет Эрдлган пытался создать себе консервативно-реформистский имидж, но этот образ сильно пошатнулся из-за его отношения к демонстрантам и СМИ в ходе протестов «Гези». В свете того, что турецкий премьер-министр стремится к замалчиванию антикоррупционного расследования и вмешательству в деятельность судебной системы, ощущение, что он отдаляется от европейских стандартов, лишь становится сильнее.
Голоса европейских политиков, которые, пользуясь моментом, выражают необходимость незамедлительного прекращения переговоров Турции и ЕС, сегодня слышны все настойчивее. Причем настолько, что главный оппозиционер, лидер Республиканской народной партии Кемал Кылычдароглу в обращении к председателю Европарламента Мартину Шульцу отмечает, что давить на Эрдогана с требованиями соблюдать стандарты ЕС справедливо, но разрывать связи с Турцией ошибочно.
Наряду с председателем Европейского совета Херманом ван Ромпей и председателем Европейской комиссии Жозе Мануэлем Баррозу, Шульц — одно из тех официальных лиц ЕС высшего уровня, с которыми Эрдоган намерен провести переговоры в ходе предстоящего визита.
В беседе с журналистами, произошедшей накануне в Анкаре, министр иностранных дел Ахмет Давутоглу отметил, что Турция готова обсудить с официальными лицами ЕС все вопросы, включая спор о судебной системе. При этом, чтобы дальнейшее развитие событий приобрело ясность, Анкара ожидает от ЕС терпения, а не изоляции или дискриминации, а также открытие еще двух переговорных разделов.
В действительности, произнесенные на языке дипломатии слова Давутоглу показывают, что в отношении визита, который происходит впервые за последние пять лет и нацелен на развитие отношений Турции и ЕС, правительство Эрдогана занимает оборонительную позицию. Давутоглу — один из тех политиков, кто прекрасно знает, что попытки войти в систему ЕС влекут за собой разделение полномочий во внутренних делах страны. С другой стороны, очевидно, что он не является сторонником полного разрыва отношений ЕС и Турции. Следовательно курс отношений Турции и ЕС в ближайшем будущем будет в большей степени зависеть от реакции Эрдогана на критику со стороны официальных лиц ЕС.