Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему французские мусульмане едут воевать в Сирию?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На днях стало известно о том, что двое подростков из Тулузы, которым было от силы по 15 лет, отправились в Сирию на так называемый «джихад». В общей сложности число европейцев, которые принимают участие в сирийском конфликте, колеблется от 1 000 до 2 000 человек (большую часть из них составляют французы).

На днях стало известно о том, что двое подростков из Тулузы, которым было от силы по 15 лет, отправились в Сирию на так называемый «джихад». В общей сложности число европейцев, которые принимают участие в сирийском конфликте, колеблется от 1 000 до 2 000 человек (большую часть из них составляют французы). Относиться к этим цифрам нужно со всей осторожностью, однако они значимы уже сами по себе. Перемещение людей в Сирию объясняется двумя главными причинами, хотя под их жизненный опыт и представления до сих пор не удается подвести какие-то научные классификации или категории. В любом случае, слепо верить рассказам свидетелей однозначно не стоит. Однако, сделать выводы из известных фактов все же возможно.

С одной стороны, еще в прошлом июле мы подчеркивали по меньшей мере символическую ответственность известных суннитских проповедников (к их словам прислушиваются очень многие мусульмане во всем мире) за призыв к джихаду во имя открыто религиозного подхода к восприятию сирийского кризиса. В нем доминируют черно-белые и конфликтные воззрения. В одном лагере собрались «хорошие» сунниты, то есть противники диктатора Башара Асада, а в другом — «плохие» шииты, то есть алавиты и ливанская «Хезболла» (верный союзник авторитарных властей Дамаска). Вирусный характер появляющейся в социальных сетях (подтвержденной, урезанной или искаженной) информации, ужасные снимки погибших страшной смертью от газа детей и т.д. (злодейства - оправданно или нет - приписывают военным Асада) — все это создает благоприятные условия для развития самых радикальных настроений. Хотя в этом пиаре нет открытого призыва к джихаду, он все равно подталкивает некоторых людей действовать, то есть вызывает у них стремление лично поддержать вооруженную сирийскую оппозицию. Молчание крупных французских мусульманских организаций и некоторых харизматичных лидеров, которые регулярно выступают во французских мечетях, может в перспективе стать проблематичным, учитывая, что сирийский вопрос поднимается на международных встречах и конференциях.

С другой стороны, уезжающие в Сирию молодые (и не очень) люди вовсе не обязательно являются прилежными последователями мусульманской веры. Для них ислам может превратиться в предлог и ярлык с мощным символическим наполнением. Поэтому не стоит слишком быстро стараться провести параллель (это было бы политической ошибкой и безответственностью) между мусульманской верой, религиозной практикой, фундаментализмом и помыслами о джихаде, которые по-прежнему свойственны в нашей стране лишь крайне ограниченной группе людей. Мы выдвигаем две гипотезы по поводу французских радикальных исламистов, которые во многом перекликаются с размышлениями социолога Эмиля Дюркейма. Речь идет об «дезинтеграции», то есть ощущении отсутствия связи с общей судьбой нации по реальной или предполагаемой причине предательства гуманистских ценностей в сирийском конфликте, отстраненности от социальной группы, которая может подвести людей с неустойчивой психикой к самоубийству или какому-то другому его проявлению, то есть джихаду. Есть люди, которые свято верят в дух джихада, в том числе в борьбу за чистый и истинный ислам, и придерживаются «этики убеждений», поставив на первое место их понимание добра в ущерб справедливости.

Таким образом, сегодня нужно активно действовать всем социальным инстанциям, а не только видным представителям мусульманского сообщества.