В послании президента Владимира Путина Федеральному Собранию особое внимание было уделено подъему Сибири и Дальнего Востока. Президент отметил: «Это наш национальный приоритет на весь ХХI век». Возникает естественный вопрос, с чем связана такая постановка вопроса в стране, где основная масса населения живет на территории Европы, в значительной степени более освоенной и комфортной с точки зрения созданной инфраструктуры?
В качестве основных причин обычно называют обилие сырьевых ресурсов на этих огромных территориях и угрозу потери их через недостаточность населения в соседстве с перенаселенными странами, нуждающимися и в ресурсах, и в территориях. Безусловно, для последнего есть все основания.
Запасы природных ресурсов, особенно в Сибири, действительно огромны, кроме того, многие места концентрации полезных ресурсов еще только предстоит открыть. Нефть и газ, добываемые на этих территориях, являются основным источником валютных поступлений и экспорта Российской Федерации. В то же время дальнейшие разработки природных ресурсов как основного лейтмотива экономического развития страны несут в себе и естественные риски. Может усилиться «норвежская болезнь», и так очевидная в российской экономике, когда решение всех проблем за счет добычи и экспорта природных ресурсов тормозит позитивное развитие других секторов экономики, в том числе высокотехнологичных, которые станут главным фактором успеха в мировой конкуренции в течение XXI века.
Что касается угроз потери территорий, то к ним также не стоит относиться легкомысленно. Если история чему-то и учит, так это тому, что никогда нельзя говорить «никогда». То, что кажется невозможным в одних исторических условиях, реализуется при наступлении новых. Исходя из этого, проживание только 25 миллионов граждан России на почти 70 % ее территории, естественно, является ее ахиллесовой пятой . С таким населением эту территорию очень трудно освоить и защитить.
Но главной причиной приоритетности освоения Сибири и Дальнего Востока является та трансформация, которую переживает мировая экономика. Центр экономического развития перемещается в район Тихого океана. Основной ВВП мира (рассчитанный по паритету покупательной способности) уже достаточно скоро будет создаваться на его берегах.
2012-2013 годы стали знаменательными тем, что впервые экономики стран, расположенных на берегах Тихого океана, составили практически половину мировой экономики. Уже сейчас в двух крупнейших экономиках региона - США (19,5 %) и Китае (15,5 %) - создается 35 % мирового ВВП. На третьем месте по размеру экономики находится Япония с 5,5 % мирового ВВП. На четвертом - Россия с 3% мирового ВВП. На пятом - Мексика с 2,16% . На шестом - Южная Корея с 1,92 % мирового ВВП. На седьмом - Канада с 1,77 % . На восьмом - Индонезия с 1,45 % . На девятом - Австралия с 1,16 % мирового ВВП. На десятом - Тайвань с 1,075 %.
Экономики других стран региона хотя и имеют менее чем по 1 % мирового ВВП, но обладают огромным потенциалом для будущего развития. Взять хотя бы Филиппины, которые очень энергично развиваются и население которых уверенно приближается к 100 миллионам человек; Вьетнам, который подходит к рубежу в 90 миллионов жителей, или Таиланд, в котором вскоре будет проживать уже 70 миллионов человек. Среди небольших экономик региона, которые не дотягивают до 1% от мирового ВВП, находится и Сингапур, уровень жизни в котором выше, чем в США, а на его территории базируются крупнейшие корпорации мира.
Именно «смещение» мировой экономической активности к берегам Тихого океана влечет необходимость развития Сибири и Дальнего Востока, включая создание «специальных территорий опережающего экономического развития». Россия уже присутствует в этом регионе территориально, но сейчас необходимо наращивать в нем экономическую компоненту.
По сути, речь идет о том, чтобы существующая в России европейская экономическая база во все большей степени втягивалась в экономику Сибири и Дальнего Востока, а через них - в тихоокеанский регион, который становится центральным в мировой экономике. Именно здесь в скором времени будут осуществляться основные торговые сделки, изобретаться, внедряться и продаваться самые современные технологии, функционировать крупнейшие банки мира. Европа с каждым годом будет становиться все в большей степени мировой провинцией, тихим, отдаленным от основных мировых событий регионом, где хорошо отдыхать и расслабляться, но где более не будут вершится судьбы мира. И в этом, кстати, заключается источник проблем существующего Европейского союза и перспективы формирующегося Евразийского союза.
В этой связи с этим одной из основных задач для России становится создание условий, при которых страны Европейского союза смогут получить доступ к динамичной жизни Тихого океана через присоединение к инфраструктурным и технологическим проектам на территории Сибири и Дальнего Востока. Именно эти потоки денег и товаров могут кардинально трансформировать сибирский и дальневосточный ландшафты, так как для ЕС увеличивается необходимость не только в морском, но и сухопутном маршруте доступа в новую мекку мировой экономики, зарождающуюся на глазах. Этот российский эксклюзив станет также одним из факторов будущего успеха проекта евразийской интеграции.
При этом нельзя забывать и о возможностях, которые сулит интерес к Сибири и Дальнему Востоку со стороны США и Китая, Канады и Южной Кореи, Японии и Австралии. Их инвестиции также могут оказаться полезными для освоения этих регионов, а вовлечение важнейших экономик мира в развитие этих территорий заставит их умерить свои собственные аппетиты.
Что касается перспектив национального приоритета России для Белоруссии, а также в целом сдвига деловой активности в регион Тихого океана, то здесь можно отметить как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным относится то, что развитие логистики между Европой и Азией очень благоприятно отразится на возможностях в этой сфере для Белоруссии. Через нашу страну будет транспортироваться гораздо больше грузов, что выгодно для бюджета.
Но есть и вероятность негативных последствий. Прежде всего, растущее стремление России сбывать как можно больше нефти и газа в Азию, может вызвать дефицит предложения этих энергоресурсов для обеспечения потребностей белорусских отраслей экономики. Кроме этого, Белоруссия, как и другие европейские страны, может пострадать от перемещения мировой экономической активности к берегам Тихого океана потому же сценарию - получив меньшие темпы роста экономики.
Исходя из этого, в рамках евразийской интеграции Белоруссия должна использовать те политические возможности, которые отличают ее от стран Евросоюза. А именно - использовать тесные связи с Россией для развития белорусского предпринимательства на российской территории, прилегающей к Тихому океану. Чтобы компенсировать уменьшающиеся возможности в Европе, растущими возможностями в тихоокеанском регионе.
Перевод: Светлана Тиванова.