Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Почему политический кризис на Украине перешел в фазу силового столкновения? Кажется, это - проявление закономерности любой революции. И в Белоруссии во время площадей и сейчас в Украине нет недостатка в рассуждениях и вопросах относительно того, имеет ли оппозиция план. Между тем представляется, что базовых успешных сценариев развития подобных событий может быть только два.

Почему политический кризис на Украине перешел в фазу силового столкновения? Кажется, это - проявление закономерности любой революции. И в Белоруссии во время площадей и сейчас в Украине нет недостатка в рассуждениях и вопросах относительно того, имеет ли оппозиция план. Между тем представляется, что базовых успешных сценариев развития подобных событий может быть только два. 

Один - «бархатный». Люди мирно стоят на площади, но их не только много, но и подавляющая часть общества отказывает власти в доверии, импульсы от площади разлетаются по всей стране, они просачиваются и в монолит власти, раскалывая его. Власть в отчаянии, «голуби» во власти побеждают «ястребов», приказы на противодействие площади либо нет воли отдать, либо нет желания выполнять, различные «Беркуты» и ОМОНы братаются с манифестантами. Площадь стоит, но она при этом наступает, наступает в мозгах и душах людей, захватывая все новые территории. 

Так бывает. Пример тому - «бархатная» революция в Чехословакии в 1989 году, в значительной степени - украинская «оранжевая» революция в 2004 году, когда генералы спецслужб публично на Майдане клялись ему в верности, силовики отказывались выполнять приказы на подавление, а Верховная рада, где оппозиция составляла отнюдь не большинство, одобрила «третий тур» выборов. 

И есть второй сценарий, куда более частый в истории. Если без политкорректности, то называется он переворотом. Нет, идеологически он может оборачиваться в различные обертки - реализация права народа на восстание, отстранение от власти нелегитимной банды узурпатора и т.д. Но по сути это переворот - необязательно вооруженный, но силовой захват власти. Уровень насилия может быть при этом выше или ниже, результат, кстати, тоже может быть разным, но это именно то, о чем писал Роберт Бернс - «мятеж не может кончиться удачей, иначе он называется иначе». Ну и примеры перед глазами: Киргизия-2010, Тунис и Эгипет-2011, вновь Эгипет-2013. На любителя можно вспомнить также Ливию и Сирию. 

Классика, как оно веками в мире было, с шершавым таким «бархатом». 

Читайте также: В защиту нового, жесткого закона о протестах на Украине


Ну а теперь вопрос - после двухмесячного стояния Майдана выглядит ли реалистичным первый, «бархатный» сценарий? Кажется, что нет. Янукович власть держит, никакого «дрейфа» людей системы в лагерь Майдана особо не наблюдается, «Беркут» машет дубинками так же резво, что и 2 месяца назад. И то, что «бархат» не получается, понимают люди с обеих сторон. 

И что дальше? А дальше на властной стороне определенные люди говорят президенту:  «Федорович, они нас не скинули и уже не сбросят, аппарат и силовики тебе верны, Путин дал кредит, так что минимум полстраны за нас. Сколько можно терпеть этот бардак? Ты мужик или кто»? Результат этих разговоров – пакет « антимайдановских» законов. Если революция не идет в наступление, раньше или позже в наступление на революцию идет власть. 

Но что происходит на другой стороне? Очевидно, что и Кличко, и Яценюк, и даже Тягнибок не хотели и не хотят силового противостояния. Не те люди, не те характеры. Не то, чтобы на взгляд автора этих строк, плохие, а может как раз и хорошие. Но чего хотят? Ну, если говорить не об их личных политических судьбах, а о Родине, то «бархатного» варианта, повторения 2004 года явно уже не получается. Но при этом есть «зависимость от колеи»: людей два месяца на Майдан созывали, накал борьбы своими речами раздували, требования, выполнение которых означает полную и безоговорочную капитуляцию власти, сто раз повторяли. Ну и? Что делать и говорить сейчас: всем спасибо, все свободны, расходитесь по домам? Подождите, еще и Янукович в отчаянии уйдет с поста? Вот что конкретно? 

Не знаю, читали ли радикалы из «Правого сектора» Ленина, памятник которому они с такой радостью сбрасывали. Но завет Ленина, да и ряда других успешных революционеров усвоили хорошо - восстание побеждает только тогда, когда все время, каждый день и даже каждый час наступает, получает пусть маленькие победы. Наступление не гарантирует победы, но отсутствие наступления гарантирует поражение. 

Ну, организовали наступление, как сумели и до которого дошло. Так, это не весь Майдан. Но что вместо этих «провокаций» собирается делать весь Майдан и его вожди? Не знают ни Майдан, ни вожди. А эти знают. И поэтому Майдан вяло и волей-неволей эволюционирует в направлении тех, кто знает. 

С учетом настроений как руководителей Майдана, так и руководителя украинской власти (который, вопреки демонизации, отнюдь не Каддафи и даже не Лукашенко), припоминается, что в этом году - 100 лет с начала Первой мировой войны. Как показывают исторические хроники, это была странная война - война, которой никто не хотел. Все столицы блефовали, все надували щеки, играли мускулами, все, говоря современным блатным языком, «кидали понты», надеясь, что другие сдадутся, отступят и можно будет показать свою «крутизну» и получить за ничто престижные, политические и дипломатические бонусы. Но никто не отступил, «крутыми» оказались все, а за блеф пришлось платить большой кровью. Современная украинская ситуация почему-то напоминает этот механизм.

Перевод: Светлана Тиванова.