Мне трудно поверить, что вокруг по-прежнему столько нетерпимых к окружающим людей – таких, например, как те, кто яростно выступает против гей-браков, хотя интимные отношения других людей им вроде бы ничем не вредят. Судя по всему, у таких людей есть некоторые общие черты. За годы работы психотерапевтом я не раз имел дело с клиентами, у которых были проблемы личности. У тех из них, кто был раздражительным, обидчивым и неприязненным, я часто отмечал следующие особенности.
1. Фанатизм. Они не просто во что-то глубоко верят – их вера крайне узка и не оставляет простора для других интерпретаций. Свои взгляды они считают единственно возможными. По их мнению, все, кто с ними хоть немного расходятся, – неправы и враждебны. Существует разница между глубокой, убежденной верой и фанатизмом, заставляющим нападать на всякого, кто с тобой не согласен или просто смотрит на вещи иначе.
2. Психологическая ригидность. Любой другой способ смотреть на вещи вызывает у них глубокое беспокойство, поэтому они всеми силами будут пытаться заставить окружающих с ними соглашаться. В глубине души их в первую очередь заботит самосохранение, и «другой» для них – угроза их идентичности. Соответственно, любые их действия кажутся им самообороной от «агрессии» носителей других точек зрения.
3. Всезнайство. Они много знают об одном очень узком аспекте жизни – обычно том, в котором они преуспели, – и полагают, что эти знания актуальны для любой ситуации. Столкнувшись с сопротивлением, они отступают, вспоминают, как их подход работает в их излюбленной узкой области, и вновь обрушиваются на противника с еще большей агрессивностью.
4. Неумение слушать. Тьфу, это же очевидно! Окружающие их люди редко чувствуют, что их слушают, слышат, понимают и тем более, что их мнение ценят – особенно, если они хоть в чем-то не согласны с точкой зрения такого человека.
5. Напряженность в отношениях. Это и неудивительно: их привычка все контролировать означает, что отношения они могут сохранять только с людьми, которые слушаются, подчиняются и покоряются. Это также означает, что у них часто бывают взрывоопасные отношения с детьми-подростками.
6. Вера в контроль. У них черно-белое видение, без всяких полутонов. Они не верят, что мы не можем контролировать большинство сфер нашей жизни. Скажем, мы можем до определенной степени контролировать то, что мы говорим, пишем и делаем, но не можем то, как это будет услышано, прочтено или увидено. Такие люди часто вырастают либо в семьях, где родители пытаются все контролировать, либо в семьях, где царит полный хаос. Контролирующие родители внушают им мысль о том, что это единственный возможный и правильный способ жизни – и они переносят эти принципы в собственную жизнь. А если они растут в хаотической семье, то они решают, что в их взрослой жизни будет больше порядка – однако меры в этом они не знают и заходят слишком далеко.
7. Неспособность оставлять что бы то ни было на волю случая. В них глубоко сидит убежденность в том, что, если оставить хоть что-то на волю случая, произойдет нечто ужасное. Альберт Эйнштейн говорил: «Самое важное в жизни – это решить, живешь ты в безопасном или опасном мире». По каким-то причинам такие люди решают, что они живут в опасном мире, и это оправдывает их упреждающую агрессию и враждебность к окружающим – ведь те в любой момент готовы на них напасть (похоже на принципы внешней политики, не так ли?).
8. Глубинная ревность. Это, пожалуй, самое интересное. Завистливый человек хочет то, что есть у другого, ревнивый злится на другого за то, что у него что-то есть. На мой взгляд, они завистливы потому, что в общем-то они несчастны. Такие люди страдают от того, что вроде бы следуют всем правилам, но не получают в награду душевного мира. Поэтому, когда они видят людей, нарушивших множество правил и норм, чтобы найти любовь и быть счастливыми, они не просто завидуют, но ревнуют.
Когда речь идет о чужих интимных отношениях, моя философия, которой у меня, я надеюсь, получается следовать, заключается во фразе «живи сам и не мешай другим любить».
Марк Гулстон – психиатр из Лос-Анджелеса, автор книги «Просто послушай: Как заставить до абсолютно любого собеседника себя услышать» («Just Listen: Discover the Secret to Getting Through to Absolutely Anyone»), один из основателей проекта Heartfelt Leadership.