Вот уже в течение некоторого времени в Восточном Средиземноморье наблюдается значительный всплеск активности. Причины — химическое оружие в Сирии и морские мероприятия, направленные на его вывоз и уничтожение. В этой связи в данном регионе находится большое количество кораблей разных стран: России, США, Дании, Норвегии и Китая.
В результате совместных действий этих государств 7 января этого года в Латакии была осуществлена погрузка первой партии химического оружия весом 560 тонн на датское грузовое судно «Арк Футура», которое вышло в Средиземное море в сопровождении морского конвоя — российского атомного ракетного крейсера «Петр Великий» и китайского сторожевого корабля «Янь Чэн». К ним также присоединились норвежский и датский фрегаты «Хельге Ингстад» и «Эсберн Снаре».
Именно так решается вопрос о сирийском химоружии, о котором большинство из нас имеет слабое представление. Данные мероприятия осуществляются при наличии у кораблей возможности пользоваться кипрским портом. Но уже сейчас стороны столкнулись с рядом сложностей. Если события продолжат развиваться таким же образом, то процесс достижения окончательной цели (массовой транспортировки и уничтожения химоружия) может замедлиться и выйти за пределы изначально предполагаемых сроков, в силу чего режим Асада продолжит выигрывать время. Поскольку сотрудничать с режимом вынуждены крупные государства, это, несомненно, отвечает интересам сирийского правительства.
С другой стороны, взяв на себя важную роль в этом процессе, Россия в то же время не забывает о том, чтобы продвигать собственные стратегические планы и расчеты, стремясь тщательно оценивать возникающие удачные возможности. Пользуясь данным поводом и случаем, Москва прилагает усилия к тому, чтобы сделать находящиеся в Восточном Средиземноморье военно-морские силы постоянными.
По большей части, российский флот стал придавать большое значение Средиземному морю именно с возникновения сирийского вопроса. В этом регионе было, с одной стороны, дислоцировано большое количество кораблей, с другой — проведено достаточно много военных учений. Их основная цель состояла в том, чтобы продемонстрировать поддержку сирийскому режиму и предотвратить вероятное военное вмешательство.
Не ограничившись этим, Россия в прошлом году сделала официальное заявление о том, что при поддержке Черноморского флота в Средиземном море будет создано постоянное оперативное соединение военно-морских сил РФ. В связи с этим можно сказать, что, вероятно, уже в этом году в распоряжение Черноморского флота поступит 36 новых боевых кораблей, которые затем будут переданы Средиземноморскому флоту. Таким образом, в ближайшие годы этот флот будет становиться сильнее и эффективнее как с количественной, так и качественной точек зрения, и превратится в балансирующую силу, связывающую руки другим находящимся в регионе военно-морским флотам.
Сегодня в Средиземном море находится более 10 военных кораблей и вспомогательных судов России. Часть из них проводит важные учения «море — воздух» в территориальных водах Испании. Тем временем в Средиземном море продолжаются совместные учения российских и китайских военных кораблей. Российское министерство обороны формулирует их цель как «повышение уровня координации и оперативной совместимости боевых кораблей двух стран в Восточном Средиземноморье». Эти учения, несомненно, значат очень многое с точки зрения изменения стратегических балансов в регионе. Вкратце это изменение можно обозначить так: теперь и Китай показывает свой флаг в Восточном Средиземноморье.
С другой стороны, наращивая военно-морские силы, Россия в то же время находится в поисках устойчивых военно-морских и авиационных баз в регионе. Так, видимо, в этой связи в поле ее зрения оказались морские порты и аэропорты греческой части Кипра. Согласно недавним сообщениям, руководством греческой части Кипра был подготовлен и одобрен проект соглашения о предоставлении России возможности пользования авиабазой «Андреас Папандреу» близ города Пафос, а также портом Лимасол. При этом сообщается, что в проекте оговариваются гуманитарные цели и чрезвычайные ситуации. Идет ли речь о других каких-то условиях? Это пока неизвестно.
Предпринятые греческими властями Кипра военные шаги вне всякого сомнения касаются и Турции, поскольку Восточное Средиземноморье и происходящие здесь всякого рода военные действия, маневры и мероприятия прямо связаны со стратегическими интересами Турции в целом. Иными словами, Турция должна пристальным образом наблюдать за развитием отношений России и греческого Кипра.