Баку - В конце прошлого года Азербайджан дал старт крупнейшему энергетическому проекту последних лет - проекту поставок газа с месторождения «Шах Дениз» в Европу. Несмотря на то, что на первом этапе объемы транспортировки предполагаются на уровне около 10 миллиардов кубометров газа, проект очень важен с точки зрения открытия «Южного газового коридора», который в будущем может привлечь дополнительные объемы газа от других производителей как в Азербайджане, так и за его пределами.
Как отметил накануне в ходе выступления на Всемирном экономическом форуме в Давосе Президент Азербайджана Ильхам Алиев, в настоящее время основной приоритет - это реализация грандиозных энергетических проектов.
Глава государства указал, что речь идет о проекте «Шах Дениз-2», который предполагает добычу и транспортировку азербайджанского газа в Европу (строительство газопроводов TANAP и TAP) и «станет крупнейшим инфраструктурным проектом Европы».
Азербайджан сегодня является инициатором всех крупнейших энергетических проектов в регионе. За проектами трубопроводов Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и Баку-Тбилиси-Эрзурум (Южнокавказский газопровод) следуют «Шах Дениз-2» и открытие железнодорожного сообщения по маршруту Баку-Тбилиси-Карс (БТК).
Читайте также: Азербайджан - объект растущего интереса в Европе
Таким образом, в ближайшие годы сразу несколько крупных инфраструктурных проектов свяжут три страны - Азербайджан, Грузию и Турцию, которые в будущем могут рассматриваться как единый кластер на экономической карте мира. При этом данный маршрут через три страны региона в будущем может стать основным для транзита не только энергоносителей, но и других грузов из Азии в Европу и обратно.
Транспортные пути через Азербайджан могут соединить север Европы со странами Персидского залива, запад и юг Европы - со Средней и Юго-восточной Азией. Для того, чтобы достичь поставленных целей, Азербайджан в первую очередь должен создать новую и реконструировать существующую инфраструктуры в стране. Сегодня в республике строятся десятки километров магистральных дорог и дорог местного значения, реконструируется железнодорожная инфраструктура, строится новый международный морской торговый порт. Все это в будущем позволит принять и переправить большое количество грузов. Для поставок газа с «Шах Дениз-2» будет построена дополнительная нитка газопровода в Азербайджане.
Вместе с тем, большое значение имеет инфраструктура за пределами Азербайджана. В частности, для доставки газа в Европу. С этой точки зрения важное место занимает проект Трансанатолийского газопровода (TANAP), инициатором которого также является Азербайджан. Этот газопровод позволит доставить энергоносители от восточных границ Турции до границы этой страны с Европой. При первоначальном объеме в 16 миллиардов кубических метров газа в год этот газопровод имеет возможности для расширения до более чем 30 миллиардов кубометров газа в год для углеводородов с других месторождений Азербайджана и производителей за пределами страны.
Таким образом, находясь на пересечении транспортных путей, Азербайджан не только реализует собственные проекты, но и создает транзитную инфраструктуру для доставки энергоносителей и грузов по различным направлениям от других производителей.