Перевод: ИА «Курсор» (Израиль)
Около двухсот раввинов, представителей религиозно-сионистского сектора, собрались на этой неделе в тель-авивском выставочном комплексе «Ганей-Тааруха», чтобы призвать общественность к укреплению мира Торы. Благородная цель. Но, увы, это была настолько серая, настолько скучная, настолько предсказуемая встреча, что просто порой просто хотелось покончить жизнь самоубийством.
Раввины собираются вместе для того, чтобы призвать к укреплению торанического мира. Замечательно. Что дальше? Сантехники, которые собираются для того, чтобы провозгласить о важности поддержания в исправном состоянии водопроводных труб? Съезд дезинсекторов, предостерегающих общественность об опасности разносящих инфекцию насекомых? Нужно вручить государственную премию Израиля раввину Элиягу Блюменцвейгу, главе йешивы в Иерухаме. Нет сомнений – Блюменцвейг известный и уважаемый раввин, никто не умаляет его достоинств и заслуг, у него есть много учеников. Но при этом рав Блюменцвейг является чемпионом Израиля по организации съездов и конференций, которые не имеют ни малейшего смысла. Съезд во имя съезда — на одну и ту же тему, с теми же скучными обсуждениями, с теми же выступающими, вызывающими у слушателей зевоту.
Организаторы съезда постоянно подчеркивали, что речь идет о мероприятии, на котором представлен «весь спектр религиозного сионизма». Это, разумеется, полная ерунда. И хотя в конференции участвовали раввины, представляющие крайние фундаменталистские течения религиозного сионизма, среди участников не было известных раввинов, которые представляют либеральное направление сектора. Ни Давид Став, ни Юваль Шарлев, ни Бени Лау, ни Моше Лихтенштейн, ни Ронен Нойберт, ни Хаим Навон, ни Амихай Гордин не принимали участия в этом мероприятии. Зачем же в таком случае заявлять о том, что в конференции участвовали «все»?
Хоть это и не слишком приятно, но необходимо сказать правду. Пора признать: в среде религиозных сионистов нет единства. Сколько бы нам ни организовывали съездов и конференций, какие бы петиции ни подписывали раввины — религиозно-сионистское еврейство расколото, оно состоит из различных течений. И это прекрасно! Прекрасно, что существует либеральный центр, представляющий большую часть религиозных сионистов, и что существуют крайне левые и крайне правые течения, которые не производят ничего кроме шума, фиктивных петиций и скучных конференций.
И еще кое-что. Разве ультраортодоксальные раввины поехали бы в Тель-Авив, чтобы участвовать в съезде, цель которого укрепление религиозно-сионистского торанического мира? Ответ ясен: конечно же, нет. Однако наши праведники чувствуют себя вполне комфортно, принимая участие в мероприятиях, где им не рады, где они никому не нужны.