Мы посчитали — «Ей пришел конец», и, конечно, скорбели. По сути, у нас были основания так полагать. В конце концов, более года мы могли слышать ее имя только в новостях, где упоминалось слово «смерть». Какое счастье, что мы заблуждались!
Если вкратце, все это — об «арабской весне», движении пробуждения народов Ближнего Востока. Недавно мир ощутил ее новое дыхание из Туниса, места ее рождения. Благодаря новорожденной, напоминающей розовощекого ребенка, конституции она доказала, что продолжает жить. Причем конституции, которую можно считать одной из самых либеральных, справедливых и светских в мире…
Как и следовало ожидать, тунисцам было непросто дойти до настоящих дней. Исламисты, либералы, женщины, мужчины — все жители Туниса в течение двух лет вели продолжительные споры по каждой статье конституции. 2013-й стал годом, когда напряженность достигла пика. Произошло два крупных политических убийства. Убийство одного из светских лидеров Брахми в июле прошлого года незамедлительно после переворота в Египте в доли секунды подвело страну к краю пропасти, шокировав не только Тунис, но и весь мир.
Улицы Туниса несколько недель скандировали лозунги, призывающие правящую партию «Ан-Нахда» к отставке, а вооруженные силы — к перевороту. В те дни в этой колонке я тоже поднимал вопрос: «На очереди — Тунис?», полагая, что после Египта эта страна тоже может быть вовлечена в хаос. Блуждая по улицам Туниса после совершения молитвы в мечети с богатой историей «Джами аз-Зейтуна», я был искренне встревожен судьбой людей этой прекрасной страны, где мне воочию посчастливилось наблюдать привязанность, которую они испытывают к Турции. К счастью, благодаря своему умению приходить к согласию тунисцы сделали мои страхи беспочвенными.
Новая конституция была одобрена 200 из 216 депутатов в парламенте. Этот результат — показатель превосходной степени достижения согласия. Я с радостью наблюдал, как тунисские лидеры, представляющие разные идеологии, после голосования в парламенте, взявшись за руки, демонстрируют знак победы. Но не скрою, глядя, как, обнимая друг друга, парламентарии разных партий разделяют энтузиазм по поводу принятия новой конституции, я испытывал зависть и одновременно стыд за свою страну.
Тунис — это государство Мохаммеда Буазизи, который своей акцией в 2010 году пробудил высоко витавший в облаках регион. Думаю, что и эта хорошая новость также способна дать народам региона надежду. Тунис показал, что продемонстрированный им дух согласия является панацеей для давней проблемы региона.
Теперь важно внимательно наблюдать за эффектом, который создаст в регионе, и прежде всего в Египте, эта вакцина, ныне введенная Тунисом в кровеносные сосуды арабских народов. До 3 июля прошлого года Египет был попутчиком Туниса. После переворота египтяне вдруг обнаружили себя в центре еще более глубокого, чем в прежние дни диктатуры, бесчестия. Пусть и оказывая давление, Мубарак, по крайней мере, был способен создавать среду доверия. А маршалу Ас-Сиси это не удалось. Видимо, он верил (и продолжает верить) в то, что он сможет остановить время в Египте, не отрывая листы календаря.
Ежедневно египтяне, даже ценой собственной жизни, пытаются объяснить ему, что он глубоко заблуждается. Он намерен баллотироваться в президенты, но даже сторонники переворота уже сейчас покидают его со словами: «Ты на ложном пути».
В сложной ситуации оказываются новые саженцы переворота, такие как Шейх Тайиб, исламский университет Аль-Азхара. Вот уже несколько месяцев его воспитанники сотрясают стены университета лозунгами «мы не хотим шейха-путчиста» и вступают в столкновения с полицией. Ситуация арабских лидеров, спонсировавших переворот, выглядит далеко не лучше. Один из ведущих религиозных деятелей арабской географии Шейх Кардави накануне обрушился на них с критикой: «Ас-Сиси с помощью ваших миллиардов долларов проливает кровь мусульман, довольно, наконец, довольно!»
Таким образом, для всеобщего блага Египту следует встать на путь, по которому уверенно продвигается вперед Тунис. Если тунисцы смогли прийти к согласию, то египтяне тоже могут договориться. Достаточного того, чтобы Ас-Сиси и те, кто толкает его на этот путь, осознали, что время нельзя остановить игнорированием листов календаря. Очевидно, продолжение следует…