Украинский Майдан уже стал историческим событием. Что дает основание делать определенные выводы по поводу его влияния не только на украинские, но и на зарубежные общественно-политические процессы.
В частности, важно оценить, как события на Украине повлияют на Белоруссию. Александр Класковский своей статьей «Украинский раздрай дал козыри Лукашенко» на сайте naviny.by начал дискуссию на эту тему. Главный вывод автора состоит в следующем: «Очень похоже на то, что от раздрая на Украине Лукашенко парадоксальным образом выигрывает на обоих главных внешнеполитических векторах - восточном и западном. И Москве, и Брюсселю Минск представляется хотя и трудным, но достаточно предсказуемым партнером. По крайней мере, не сравнить с Киевом».
Мне такой вывод кажется неубедительным. Действительно, такой вывод можно сделать, учитывая опыт новейшей истории. Ведь раньше всегда, когда отношения между Россией и Западом обострялись, официальный Минск получал дополнительные дивиденды. Прежде всего - от Москвы. Ведь в период конфронтации политический вес Белоруссии как союзника РФ возрастал. Со всеми последствиями в виде экономических преференций, которые отсюда вытекают. Лукашенко это хорошо понимал, поэтому часто бежал впереди паровоза, выступал с довольно резкими антизападными заявлениями, даже провоцировал эскалацию конфликта.
Только во время российско- грузинской войны 2008 года Минск занял осторожную позицию, не признал независимость Абхазии и Южной Осетии. Но именно за это получил «благодарность» от Запада. Между Белоруссией и ЕС начался диалог, МВФ выделил белорусскому правительству кредит в размере 3,5 млрд долларов под президентские выборы.
Сейчас мы переживаем очередное обострение российско-европейских отношений. Вильнюсский саммит программы ЕС «Восточное партнерство», а еще больше - драматические события на Украине резко актуализировали конфликт РФ и ЕС. Возможно, мы переживаем острейший момент соперничества между двумя центрами силы (Европейским Союзом и Россией) за все время с момента распада советского блока.
Но вот именно в этот раз официальный Минск никаких дивидендов не получил ни с одной, ни с другой стороны. Даже наоборот. Поскольку Украина стала главным плацдармом борьбы между Москвой и Брюсселем, стала страной, геополитическую лояльность которой надо «покупать», то Киев стал важным конкурентом Минске за российские ресурсы. И российский финансовый боливар может не выдержать двоих.
Смотрите: почти одновременно Россия пообещала Украине 15 млрд долларов плюс большие скидки на газ, а Белоруссии - только 2 миллиарда. Это при том, что Минск - надежный и стабильный союзник Москвы, а Украина - совсем наоборот. Парадоксальным образом именно этот фактор работает не в пользу Белоруссии. Ведь она никуда от России не денется, ей некуда бежать с подводной лодки. А за лояльность Киева надо платить. Тем более что геополитический вес Украины во внешней политике России, в сознании российского общества значительно больше, чем Белоруссии. Послушайте, какой вопль по поводу Майдана звучит на телеканалах РФ.
Выскажу гипотезу, которую ничем подтвердить не могу. Возможно, если не было 15 млрд для Украины, то не было бы и 2 млрд для Белоруссии. Этот вопрос висит с конца 2012 года. Больше года шли переговоры, Москва увязывала выделение этих денег с реализацией пяти проектов по объединению белорусских и российских предприятий. И вот неожиданно для своих министров Путин в декабре 2013 года принимает решение об упомянутом кредите. Думаю, Минск получил этот подарок за компанию с Киевом. Ведь на фоне заливания украинского пожара огромными российскими деньгами отказ предоставить кредит ближайшему союзнику выглядел бы уж слишком скандальным.
Кажется, что эту опасность украинской причины чувствует белорусское руководство для себя. И официальные лица, и государственные СМИ Белоруссии относительно событий на Украине ведут себя сдержанно, осторожно. Контраст заметен, если сравнивать с российскими телеканалами и с тем, как вели себя белорусские государственные СМИ во время «оранжевой революции». Тогда они вели агрессивную антиреволюционную компанию, просто размазывали «оранжевых» по стене. Теперь же реакция спокойнее.
Что касается отношений с ЕС, то не вижу причин, по которым украинский фактор побудил бы Брюссель пойти на уступки белорусскому режиму. «Раздрай» на Украине пока не создал никаких проблем для транзита через украинскую территорию. Разве что если уж события там будут развиваться по катастрофическому сценарию (гражданская война, раскол страны на части), тогда белорусскую стабильность оценят в Европе.
Но пока не вижу никаких заметных выигрышей для Лукашенко на обоих главных внешнеполитических векторах. Скорее - новые проблемы в отношениях с Россией.
Перевод: Светлана Тиванова.