На этой неделе в расположенном на побережье Черного моря курортном городе Сочи начинаются Зимние Олимпийские игры 2014 года.
Не думаю, что Игры, в которых участвуют только 6 турецких атлетов, станут важным событием для Турции. Однако несомненно, что в других частях Европы, где существует давняя традиция катания на лыжах и коньках, к Олимпиаде отнесутся со всем вниманием. Например, нидерландская команда состоит из 41 спортсмена, причем некоторые из них являются явными фаворитами в борьбе за «золото». Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте и король Виллем-Александр намерены посетить Сочи. При этом решение не присутствовать на Олимпиаде, принятое некоторыми их коллегами из других стран, является или отражением проблемных отношений России с рядом европейских государств, или следствием критики плачевной ситуации с правами человека в России в период президентства Владимира Путина.
Одним из самых обсуждаемых шагов, предпринятых Путиным в прошлом году, стало претворение в жизнь законодательных мер, направленных против сексуальных меньшинств. По мнению правозащитников как внутри страны, так и за ее пределами, это привело к ужасающим последствиям: увеличению гомофобных атак на гей-население в России. На прошлой неделе более 50 действующих или бывших олимпийцев призвали российские власти отменить нарушающие права сексменьшинств законы, а также обвинили Международный олимпийский комитет (МОК) и таких интернациональных спонсоров, как Coca-Cola и McDonald’s, в том, что они недостаточно эффективно воздействуют на Москву в попытках изменить ситуацию.
Безудержная российская гомофобия — это только один из активно обсуждаемых аспектов приближающихся Олимпийских игр. Не ходя вокруг да около, самую дорогую в олимпийской истории Сочинскую Олимпиаду (бюджет — 50 миллиардов долларов) журнал The Economist охарактеризовал так: «...микрокосм российской коррупции, непродуктивности, преувеличенной демонстрации благополучия и пренебрежения рядовыми гражданами. Олимпиада в Сочи выглядит не столько как результат общенациональных усилий, сколько как расточительный каприз руководства России в целом и ее президента (мачо и любителя помпезности), в частности». Но британский еженедельник забыл упомянуть еще кое-что: это колоссальные экологические проблемы в Сочи и его окрестностях, такие как токсичные свалки, отравленные реки и недостаток питьевой воды.
Всем, кто интересуется слабыми сторонами этих Олимпийских игр, я бы порекомендовал веб-сайт норвежского филиала Amnesty International (www. amnesty. no). Для журналистов, освещающих информацию об Играх, правозащитниками совместно с Норвежским Хельсинкским комитетом и другими неправительственными организациями был подготовлен справочник, где перечислены все недостатки, которые российские власти пытаются утаить.
Примечательно, что в докладе также присутствует раздел, связанный с проживающими в регионе черкесами, желающими использовать присутствие мировых СМИ для того, чтобы заявить о своих требованиях — признать события периода Кавказской войны XIX века геноцидом черкесского народа и напомнить о правах черкесского меньшинства. Утверждается, что в этот период было убито 400 тысяч черкесов, и еще полмиллиона бежали в Турцию и другие страны. Как отражение бескомпромиссной позиции российских властей в декабре 2013 года в рамках кампании по борьбе с т. н. экстремизмом были арестованы и допрошены 11 борющихся за права черкесов активистов.
Подавление активности черкесов — это только небольшая часть гигантской спецоперации, которая в период проведения Олимпиады превратит Сочи в регион с повышенными мерами безопасности. Чтобы обезопасить олимпийских участников, а также предотвратить любые протесты, в Сочи будут нести службу десятки тысяч военнослужащих, полицейских и представителей специальных сил.
Несколько менее известный об Олимпиаде в Сочи момент состоит в том, что Олимпийские игры проектировались как первый этап амбициозного плана по развитию туризма в регионе. Несколько дней назад Международная кризисная группа (МКГ) опубликовала поучительный отчет, связанный с проектом «Курорты Северного Кавказа». Проект нацелен на создание 10-ти крупных туристических центров, охватывающих такие ставшие в последние годы сценой кровопролитных конфликтов республики, как Дагестан и Чечня. МКГ предупреждает, что доминирующая ныне в регионе политика «железного кулака» в области обеспечения безопасности не приведет ни к чему иному, кроме как созданию еще большего количества проблем. Например, в Дагестане «попытки реабилитации боевиков и вступления в диалог с умеренными салафитами были вытеснены волной репрессий, направленных против фундаменталистов». Чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение ситуации, МКГ призывает российские власти прекратить кампанию по запугиванию умеренных мусульман и содействовать диалогу между суфийскими и салафитскими лидерами.
Путин намерен воспользоваться Зимней Олимпиадой 2014 года, чтобы продемонстрировать, что Россия вновь является крупной силой на международной арене. Однако организации пышного шоу недостаточно, чтобы структурные проблемы России, связанные с экономикой и меньшинствами, истаяли как дым.