Ситуация на линии фронта продолжает оставаться напряженной, а СМИ регулярно сообщают о резко участившихся случаях нарушения режима прекращения огня.
В Баку подчеркивают: очередную «игру на обострение» начала в регионе Армения. Но цели своей не добилась. Провокации армянских вооруженных сил на линии соприкосновения войск и их последствия говорят о полной готовности Азербайджана к войне, сказал вице-премьер, заместитель председателя - исполнительный секретарь правящей партии «Ени Азербайджан» (ПЕА) Али Ахмедов («Тренд»). Кроме того, Азербайджан решительно осуждает провокационные действия армянской стороны, о чем говорится в направленном структурам ООН заявлении постоянного представительства Азербайджана при отделении ООН в Женеве и при других организациях.
«Подобного рода провокации подрывают доверие между сторонами и решение затянувшегося конфликта», - цитирует документ агентство Trend. Согласно заявлению, позиция Азербайджана касательно урегулирования этого конфликта открытая.
«Позиция Азербайджана основывается на резолюциях Совета Безопасности и Генассамблеи ООН, на международных правовых нормах. Для решения конфликта в первую очередь армянские ВС должны покинуть оккупированные азербайджанские земли. Это самый короткий и эффективный путь восстановления мира и стабильности в регионе», - отмечается в заявлении.
Ответственность за обострение в последнее время ситуации на линии соприкосновения войск лежит полностью на Армении, осуществляющей в отношении Азербайджана захватническую политику. «Основной причиной обострения ситуации и главным препятствием в решении нагорно- карабахского конфликта и достижения мира в регионе является продолжение оккупации армянскими ВС территорий Азербайджана вопреки резолюциям СБ и Генассамблеи ООН, Уставу ООН, международным правовым нормам и принципам», - говорится в документе.
То, что нынешнюю игру на обострение в регионе начала опять-таки Армения, а не Азербайджан, практически подтверждают и в Ереване. Так, эксперт общественной организации «Диалог мира» Рубен Мартиросян на своей недавней пресс-конференции в Ереване практически признал: бывают случаи, когда официально заявляется о том, что военнослужащий был убит вследствие нарушения азербайджанской стороной режима прекращения огня либо от болезни, но затем выясняется, что это не так. В качестве примеров он привел случай убийства военнослужащего Армана Казаряна в одной из воинских частей в Тавуше. Аналогичный случай произошел в 2005 году, когда изначально было заявлено, что военнослужащий Хачатур Меликян был убит азербайджанской стороной, а потом выяснилось, что это не так.
Как утверждают многие региональные СМИ, здесь ход пресс-конференции нарушился. Журналисты стали бросать в лицо Мартиросяну обвинения, что он делает «антинациональные» заявления, и прямо интересоваться, что «смог бы эксперт сказать то же самое, глядя в глаза родителям Армана Ованнисяна», то есть того самого сержанта, который погиб якобы при попытке обезвредить «азербайджанских диверсантов». Показательная, прямо сказать, перепалка.
Тем не менее понятно и другое. Международные эксперты и в прямом, и в переносном смысле подали голос после того, как стало понятно: серия «проверок на прочность» ситуации на линии фронта к возобновлению войны не привела. Так, Международная Кризисная группа со штаб- квартирой в Брюсселе опубликовала свой очередной отчет касательно ситуации в конфликтных зонах, где, учитывая последнюю эскалацию конфликта в Нагорном Карабахе, включила Азербайджан в список стран, в которых имеется риск возобновления войны. Как напоминает МКГ, с 20 января на различных участках фронта начались «внезапные и серьезные» столкновения. Стороны конфликта обвиняют друг друга в нагнетании обстановки, высокопоставленные лица и СМИ вернулись к враждебной риторике. «Причина начавшихся столкновений неизвестна, однако армянская сторона уверяет, что азербайджанские солдаты попытались пересечь линию фронта, и в начавшейся перестрелке погиб армянский военнослужащий», - старательно цитируют армянскую версию эксперты МКГ, упомянув далее, что 24 января Минобороны Азербайджана объявило о полетах боевых самолетов вдоль линии фронта, и в тот же день была пресечена диверсия армянской стороны, в результате чего был убит капитан азербайджанской армии.
Напомним: в конце минувшей недели ряд турецких и американских СМИ опубликовали сообщение: Азербайджанская армия стягивает к линии соприкосновения войск в Нагорном Карабахе большое количество танков. Об этом, в частности, пишет турецкая газета Yeni Safag. Которая добавляет, что азербайджанская сторона принимает меры для усиления безопасности на протяжении всей линии фронта и не пропускает туда даже журналистов. Добавим от себя: в прессе появлялись и сообщения о том, что Азербайджан поднял в воздух свою боевую авиацию. Кроме того, по данным турецкой газеты, с начала боевых действий армяне потеряли убитыми 39 военнослужащих. Те же данные приводят и американские СМИ.
Армянская сторона, впрочем, факт столь больших потерь опровергает. Минобороны Азербайджана, однако, подтверждает, что противник понес значительные потери, по понятным причинам воздерживаясь от точных цифр.
А это уже заставляет многих экспертов ставить вопрос о том самом «лесе», который не все видят «за деревьями»: идет ли речь об участившихся инцидентах или то, что происходит на линии фронта - это подготовка к возобновлению боевых действий? «Отдельных инцидентов» слишком много, чтобы по-прежнему считать их «отдельными инцидентами».
Однако при этом нельзя не заметить и другого. Если в первые дни «обострения ситуации» в Армении выступали с угрожающими заявлениями, то теперь тон резко сменился. Миролюбия и конструктивности в Ереване, конечно, искать не стоит. Однако по ту сторону линии фронта продолжают старательно «успокаивать» свою общественность. Местные СМИ цитируют громкие заявления «пресс-службы» «министерства обороны Нагорного Карабаха», чьи спецы умудрились точно подсчитать количество выстрелов из стрелкового оружия, прозвучавших с азербайджанской стороны, и завершает все очередной порцией победных реляций: дескать, «несмотря на попытки азербайджанской стороны поддерживать напряженность, исходя из зарегистрированных фактов можно констатировать, что передовые силы «Армии обороны» «НКР» продолжают выступать в роли доминанта и диктуют свою волю противнику».
В свою очередь, военный эксперт Гагик Карапетян, комментируя в беседе с корреспондентом Panorama.am ситуацию на линии фронта, заявил, что возобновления боевых действий ждать не стоит. «Перед тем, как начать войну, готовящаяся к нападению сторона, как правило, пытается воспользоваться фактором неожиданности, и в подобных случаях возобновлению военных действий предшествует мирный период. В данном случае фактор неожиданности «не сработал», а у армянской стороны было достаточно много времени для того, чтобы проанализировать и рассчитать шаги противника», - уверял он, попутно доказывая, что, дескать, вопрос поставляемого Азербайджану в больших масштабах вооружения вызывает обеспокоенность, однако в условиях существующих реалий, вероятность возобновления войны невелика.
Наконец, даже небезызвестный генерал-майор Аркадий Тер-Тадевосян, который любит представляться как «Командос», и то выдавил в интервью «Первому информационному: «Знаете, лучше плохие переговоры, чем полномасштабная война». Более того, бравировавший своей оппозиционностью генерал теперь даже готов похвалить власти: «Несколько лет назад с Турцией и Азербайджаном мы вели такие переговоры, из которых было ясно, что нам не выгодна война. А теперь мы четко даем понять, что «освобожденные территории» (здесь и далее кавычки наши - Ред.) наши, и мы не собираемся ничего отдавать. Тогда говорили - признайте независимость «Арцаха», и мы вернем часть земель. Теперь говорим - ничего не отдадим, они наши, и Карабах тоже наш». Напомним: «освобожденными территориями» в Армении называют те самые окружающие бывшую НКАО оккупированные районы. Которые Ереван действительно отказывается освободить.
Вопрос, однако, в другом. Тер-Тадевосян, конечно, не говорит этого вслух, но серия провокаций на линии фронта именно в то время, когда посредникам наконец удалось возобновить переговоры - это слишком яркое доказательство, что на дипломатической арене дела у Еревана складываются не лучшим образом.
Плюс ко всему понятно и другое. Армении уже однажды сошли с рук и «этнические чистки», и агрессия, и оккупация чужой территории, и нарушение четырех резолюций СБ ООН. И теперь вряд ли стоит удивляться, что здесь по-прежнему строят планы, как при помощи военной силы изменить ситуацию в свою пользу и, главное, нейтрализовать «нефтегазовый фактор», который столь заметно меняет расстановку сил не в пользу Армении. Так или иначе, в Ереване постоянно звучат призывы то «наступать до разрыва трубопроводов», как это было в ходе предвыборной кампании Сержа Саргсяна, то «прорываться» по северному берегу Мингечаурского водохранилища, попутно спровоцировав на мятеж лезгин, аварцев и цахуров... В Армении не скрывают своего отношения к азербайджанским инвестиционным проектам, а война - это еще и самый надежный способ их сорвать. Да и заодно отвлечь от нарастающих проблем в самой Армении. Плюс ко всему прочему в Ереване чувствуют себя как никогда защищенными: к примеру, руководитель научно-образовательного фонда «Нораванк» Гагик Арутюнян уже заявляет, что, мол, «азербайджанская агрессия» остается первой угрозой безопасности Армении, и российская военная база - это тот фактор, который сдерживает ее.
Интересы Армении, по убеждению эксперта, совпадают с интересами России. «Россия на самом деле не является ангелом, но это - страна, которая видит свои интересы в нашем государстве», - заметил Гагик Арутюнян.
Арутюняну можно, конечно, напомнить, что агрессором в регионе является именно Армения. Созданная, кстати говоря, на исторических азербайджанских землях. А вот уверенность Еревана, что Россия свой «форпост» в любом случае в обиду не даст - это уже куда серьезнее. По сути дела, заявление Арутюняна стало еще одним подтверждением, что нынешний рост напряженности на линии фронта - это прямое следствие той самой «евразийской интеграции» Армении. Точнее, уверенности Еревана, что Россия расплатится за эту «интеграцию» очередными «территориальными подарками» Армении за счет Азербайджана. И вполне возможно, что серия провокаций на линии фронта преследовала именно эту цель: добиться того, чтобы ситуация в регионе «сорвалась в штопор», а тогда уже у России не останется иного выбора, кроме как защищать свой «форпост». Особенно после того, как Азербайджан подписал соглашения по «Шахдениз-2», что, как уверены в Ереване, «сильно не понравилось» Москве.
Однако, похоже, на поле боя события развивались совсем не так, как это прогнозировали в Ереване. Во всяком случае, руководитель Центра региональных исследований в Ереване Ричард Киракосян в эфире радио «Свобода» проговорился: «Вторжение азербайджанской разведки говорит о том, что азербайджанская армия начала демонстрировать доселе невиданные оперативные навыки, профессионализм, улучшенную координацию и тактические маневры».
А вот с позицией Москвы все оказалось куда сложнее. Как заявил секретарь Совбеза Армении Артур Багдасарян, в ближайшее время в Ереване ждут генсека ОДКБ Николая Бордюжу, с которым собираются обсудить последние события на линии фронта. Точнее, от генсека ОДКБ ждут хотя бы очередных громких заявлений и обещаний «вступиться за Армению», с которыми он в прошлом выступал уже не раз. Словом, выбор теперь вновь за Россией: или призвать свой «форпост» к порядку, или сделать ему очередной «подарок». Притом что последние события на линии фронта не оставили сомнений, к чему такие «подарки» приводят.