Трудно переоценить роль социальных СМИ в протестах, начавшихся 21 ноября 2013 года на Украине. С этого времени в социальных сетях продолжается интенсивный обмен информацией. В том числе из-за постоянного обновления транслируемых посредством Facebook и Twitter данных и сведений, размещаемых в социальных сетях молодыми участниками протестов, эта категория протестующих была объявлена радикальной. Появление митингующих на Украине в социальных сетях привлекло внимание всего мирового сообщества. Вопрос об использовании социальных СМИ в период протестов на Украине важно рассматривать в контексте того, как развивались эти события.
Официальной датой начала протестных акций считается 21 ноября 2013 года, когда Украина объявила о своем решении отказаться от подписания с ЕС соглашения о свободной торговле и сотрудничестве. 30 ноября специальные подразделения полиции жестко подавили большое число человек, выступающих против действующего правительства. 17 декабря Россия заявила о намерении приобрести государственные ценные бумаги Украины на сумму 15 миллиардов долларов и снизить цены на российский природный газ.
22 января 2014 года столкновения с полицией унесли в Киеве жизни двух протестующих. Этот день стал поворотным моментом, и протесты вспыхнули в других городах Украины. 25 января 2014 года президент Виктор Янукович предложил членам оппозиционной партии высшие государственные должности, включая пост премьер-министра, но так и не дождался ответной реакции. В результате, приняв большинство требований оппозиции, Виктор Янукович пообещал положить конец движению сопротивления в Киеве. 28 января 2014 года состоялась отставка премьер-министра Украины Николая Азарова, уход которого привел к перестановкам в кабинете министров. При этом на пост премьера был назначен представитель оппозиционного фронта Сергей Арбузов.
С самого начала событий в этой стране социальные СМИ играют незаменимую роль в передаче данных и обмене информацией о важных событиях в ходе восстаний. Любопытно, что разные категории участвующих в протестах граждан используют социальные сети для разных целей.
В целом социальные СМИ можно рассматривать как один из основных факторов трансляции механизмов, используемых в период протестных акций на Украине, и важнейших средств демонстрации того, как выглядит социальная жизнь молодежи. Основными используемыми с этой целью инструментами являются Facebook, Twitter и VKontakte.
Интересной темой для обсуждения стал вопрос соотнесения публикуемых в социальных сетях материалов и определенных возрастных групп протестующих. Согласно результатам опроса, проведенного двумя социологами Тамарой Марценюк и Ольгой Онуч для британской исследовательской компании, большинство тех, кто использует социальные СМИ в восстаниях на Украине, старше 30 лет, но не достигшие 30 лет пользователи применяют такой инструмент, как соцсети, более осознанно. В частности, молодые люди этого возраста гораздо лучше владеют привычными для СМИ терминами. Они апеллируют к таким абстрактным понятиям, как «членство в ЕС», «права человека», «свобода». В ограничении своих свобод они винят старшее поколение и распространяют в соцсетях такие тезисы: «бандиты должны понести ответственность за совершенные ими коррупционные преступления»; «за свободную Украину должны бороться не имеющие советского прошлого дети, потому что старшее поколение не станет этого делать».
Участники протестов старше 30 лет изображаются в данном исследовании как наиболее важный и активный сектор электората. Вопросы, на которых сосредоточены представляющие эту генерацию протестующие, носят более конкретный характер и включают «экономическую безопасность», «лучшие возможности для детей», «визовые ограничения», «возможность жить в нормальной европейской демократии». Сами они отмечают, что участвуют в этих протестах как большинство, которое отдает свой избирательный голос против действующего режима.
Как подчеркивалось в исследовании, протестующие старше 55 лет не принимают непосредственного участия в восстании, однако они объявили себя «опекунами протестов». Причина их участия в митингах — «большое количество несправедливостей». Весьма показательно, что они отмечают: «Мы представляем интересы молодых поколений, которые вынуждены работать, чтобы прокормить свои семьи, и не могут участвовать в митингах».
Начавшись как реакция на уклонение Украины от соглашения с Евросоюзом, украинские восстания стали приобретать иные формы, превратившись в борьбу с репрессивным режимом. Самым опасным оружием в этой борьбе выступают социальные СМИ. Несмотря на то, что подходы разных поколений к протестам различны, цели, к которым они стремятся, совпадают. И даже то, что среди протестующих на Украине есть свои межпоколенческие конфликты, не является препятствием для того, чтобы идти к единой цели. Кроме того, молодежь в возрасте до 30 лет как наиболее активно использующая соцсети группа для большинства участников протестов играет роль «переводчика».
Таким образом, можно выделить ряд общих черт, объединяющих события на Украине и в парке Гези в июне прошлого года в Турции. В обоих случаях незначительное начавшееся в конкретном регионе событие создает большой эффект, воздействуя и на другие регионы. И в том, и в другом случаях социальные сети используются как важное средство коммуникации и взаимодействия. Протесты на Украине не прекращаются, и, очевидно, социальные СМИ продолжат оказывать влияние на эти события.