Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Еще одна идея Брюсселя, которая может победить еврофобию

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Согласно данным Economist, антиевропейский блок занимает от 16% до 25% мест в парламенте. Если в 2007 году у 52% европейских граждан было положительное представление о Евросоюзе, то сегодня таких осталось только 30%. Члены настроенного против Европы блока принадлежат к правым движениям, они сильно разнятся между собой, но их объединяют националистические идеи.

Все чаще во время атак членов движения Беппе Грилло на парламентское большинство они пользуются такими выражениями, как «лоббисты», «приспешники Тройки», «продавшиеся Брюсселю». Помимо пропаганды, выходки членов «Движения пяти звезд» обнаруживают стратегию еврофобов в преддверии майских европейских выборов.

Во время выборов нового парламента европейские избиратели столкнутся с разнообразным созвездием популистских партий, в основном правого толка. Они сильно отличаются друг от друга, но их объединяет желание  вернуться к национальным государствам, поддерживаемое теорией заговора, в соответствии с которой «чужие» (сильная власть, бюрократы Брюсселя и иммигранты) крадут богатство и работу у беззащитных граждан.

Согласно данным Economist, антиевропейский блок занимает от 16% до 25% мест в парламенте. Если в 2007 году у 52% европейских граждан было положительное представление о Евросоюзе, то сегодня таких осталось только 30%. Члены настроенного против Европы блока принадлежат к правым движениям, они сильно разнятся между собой, но их объединяют националистические идеи.

Среди них назовем греческую ультраправую партию «Золотой рассвет», болгарскую националистическую партию «Атака», венгерскую партию «За лучшую Венгрию». Они требуют возвести двойную стену - против иммигрантов и против европейских директив. На националистических позициях стоит и Датская народная партия, предложившая ввести для иммигрантов табели, чтобы установить их «приемлемость». А президент парламентской группы Питер Скааруп (Peter Skaarup) предложил обязать арабских иммигрантов смотреть видео женщин с обнаженной грудью, чтобы обескуражить фундаменталистов.

В ногу с этими партиями идет правоконсервативная партия «Шведские демократы» под руководством Йимми Окессона, которая на последних выборах послала в парламент Стеллана Бойеруда (Stellan Bojerud), автора работы Nazismen i Sverige, в которой он утверждает, что у шведов более высокий коэффициент интеллекта, чем у иммигрантов. В Австрии действует  фактический наследник Хайдера и лидер  Австрийской партии свободы (АПС) Хайнц-Кристиан Штрахе, который добивается массовой поддержки населения с помощью лозунгов типа «Вена не должна превратиться в Стамбул».

Французский политик Марин Ле Пен в России


Но особенно активны правые популистские движения во Франции и в Голландии. Опросы показывают, что Национальный фронт Марин Ле Пен прочно утвердился на втором месте среди французских политических партий. В его программу входит выход из Евросоюза и НАТО и прочный союз с Россией Путина. Ле Пен уже встречалась с лидером партии «Лига Севера» Маттео Сальвини. Они вместе обсуждали проект создания общей группы. В нее может войти Партия свободы Герта Вилдерса, по мнению которого Европа похожа на «нацистское государство».

Однако не все ингредиенты еврофобского коктейля взяты у традиционных правых. Есть еще партии, борющиеся за независимость, как, например, крайне правая партия Бельгии «Фламандский интерес», выступающая за независимость Фландрии, польская консервативная политическая партия «Право и справедливость», партия Тимо Сойни «Истинные финны», британская партия независимости во главе с Найджелом Фараджем. Даже в Германии зашевелились евроскептики: это не только «Партия пиратов Германии», но и партия «Альтернатива для Германии».

К этим силам следует добавить союз левых евроскептиков, который идет дальше состава традиционной европейской парламентской группы Европейские объединенные левые/Лево-зеленые Севера (GUE/NGL), как об этом свидетельствует кандидатура на пост председателя Комиссии молодого и харизматичного лидера греческой Коалиции радикальных левых (Сириза) Алексиса Ципраса. Он сплотил левых в широкий фронт, выступающий против европейской политики стабильности и жесткой экономии.

Наконец, в Италии в ряды еврофобов входит прежде всего «Движение пяти звезд», партия «Лига Севера» и отчасти партия «Вперед, Италия». Сторонники Грилло, однако, представляют собой евроскептицизм нового покроя. Их аргументы сходны с популизмом правых, но без идеологического аппарата патриотизма и борьбы за независимость. По словам Алессандро Арезу, их национализм «негативного оттенка, они гордятся тем, чем гордиться не стоит».

Все эти силы пользуются неудачами европейских лидеров, упирая на то, что европейское институциональное устройство далеко от граждан. Еврофобы, опираясь на риторику и недовольство, вырабатывают идеологию заговора против хранителей еврозоны, движимых сильными и темными интересами.

Было бы слишком упрощенно считать их гнев антиполитикой, потому что они опираются на разочарование граждан после разрушения «европейского мифа», который маскировал внутренние слабости каждой страны. Бросить вызов этим чувствам нелегко, но необходимо. Первое, что нужно сделать, это отказаться от сухого и бесплодного противостояния между еврофобами и теми, кто верит в общее европейское будущее. Не стоит опять прибегать к риторике о единой Европе, которая все равно не преодолеет недоверие тех, кто считает этот проект утопией, если не угрозой.

Нужно изменить игру. Поэтому программа социалистов и демократов должна предложить другую идею Европы, представив ее не как теоретическую возможность, а как насущную необходимость. Сравнение должно сконцентрироваться на альтернативах как по отношению к существующей модели, так и по отношению к проектам, выдвигаемым популистскими и консервативными силами, которые хотят иметь слабую и покорную Европу, либо не хотят никакой Европы.

Кандидатура на пост председателя Европейской комиссии социалиста Мартина Шульца, если мы не хотим подставить плечо популистам, не может базироваться на будущем соглашении с Христианско-демократическим союзом Германии во главе с Меркель. Кроме того, европейские прогрессисты должны сделать усилие и добиться, чтобы европейский проект был не только предметом обсуждения в кругах политической элиты, но стал бы понятен и важен для всех граждан Европы.

А еще нужно подчеркнуть первоначальную задачу единой Европы, созданной для осуществления великих идеалов, для защиты интересов того слоя населения, которое испытало на себе удар глобального кризиса. Европа может преодолеть свою слабость и избежать типичной политической риторики, если она научится разговаривать со своими гражданами, а также с теми, кто вне наших географических границ желает мира и сотрудничества.