Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Заболевший» президент страны, ушедшее в отставку правительство (исполняющий обязанности премьера — близкий сторонник, если не потенциальный преемник Виктора Януковича), оказавшаяся на грани банкротства экономика, возможная девальвация национальной валюты... Все это под соусом постоянного давления Москвы и Вашингтона. Короче говоря, все на Украине просто прекрасно.

«Заболевший» президент страны, ушедшее в отставку правительство (исполняющий обязанности премьера — близкий сторонник, если не потенциальный преемник Виктора Януковича), оказавшаяся на грани банкротства экономика, возможная девальвация национальной валюты... Все это под соусом постоянного давления Москвы и Вашингтона.

Короче говоря, все на Украине просто прекрасно.

После двух дней внеочередных сессий парламента пришла пора дать оценку политической ситуации на Украине и определить возможные пути развития событий в ближайшие дни. Прозвучавшая 25 января политическая новость может стать отправной точкой нашего анализа: во время очередного сеанса «национального диалога» президент Янукович сделал несколько обещаний парламентской оппозиции. Их можно рассматривать как план выхода из кризиса или попытку снизить накал страстей, которые сегодня бушуют на украинской политической арене.

1. Отставка правительства Николая Азарова и перестановки в министерствах

Премьер-министр Украины Николай Азаров (справа) на заседании Верховной Рады Украины


28 января это уже случилось: премьер-министр Николай Азаров заявил о своей собственной отставке и отставке правительства. Будущий кабинет министров должны сформировать в ближайшее время, но пока что обязанности главы правительства исполняет первый вице-премьер Сергей Арбузов, уроженец Донецка (оплот Партии регионов) и бывший директор Центробанка страны. С учетом его весьма критического отношения к демонстрантам и оппозиции, шансы на какие-то подвижки в диалоге в этот переходный период весьма малы.

Интересный момент: 25 января президент Янукович предложил Арсению Яценюку (лидер партии «Батькивщина») занять место премьер-министра, а Виталию Кличко (лидер УДАРа) — кресло вице-премьера. Хотя сам Яценюк положительно отозвался о таком трехстороннем сценарии, его голос заглушила волна категорического несогласия других оппозиционных объединений и движения «Евромайдан».

Читайте также: Позиция украинских олигархов


Остается понять, как будет сформировано новое правительство, и поддастся ли оппозиция на обещания высоких политических должностей. Процесс затягивается из-за больничного президента, который, по мнению оппозиции, лишь тянет время и создает политический вакуум.

2. Поправки в «ущемляющие свободу» законы 16 января


12 репрессивных законов, которые дали толчок новой волне протестов (в результате с 19 января в ходе столкновений погибли по меньшей мере шесть человек) были на скорую руку приняты в парламенте поименным голосованием после того, как оппозиция, как утверждается, заблокировала электронное голосование. Утвержденный пакет законов предусматривал в частности ужесточение наказаний для демонстрантов, уголовную ответственность за «распространение экстремистских материалов» (в самой широкой трактовке понятия) и уголовные санкции за клевету (опять-таки в весьма широком ее понимании!).

В конечном итоге 9 из 12 законов были отменены 28 января на голосовании в Раде решением 361 парламентария. 31 января решение утвердил президент страны.

3. Закон об амнистии для демонстрантов

В ночь на 29 января, после двух дней ожесточенных дебатов в Раде был, наконец, принят («за» высказались всего лишь 232 депутата) закон об амнистии. Тем не менее, он стал всего лишь показной мерой, потому что его утвердили в версии, которая была предложена Партией регионов, а не оппозицией. В частности условием предоставления амнистии значится освобождение занятых активистами административных зданий и правительственных ведомств.

31 января президент Янукович подписал новый закон: теперь у демонстрантов есть две недели на то, чтобы уйти из захваченных зданий, иначе 230 оппозиционеров, которых отправили за решетку в конце ноября прошлого года, не отпустят на свободу. В международном сообществе восприняли это как успех, однако на самом деле это не так: закон превращает задержанных демонстрантов в подобие политических заложников и совершенно не продвигает события в верном направлении. Более того, он может лишь обострить недовольство оппозиции и протестующих.

Единственный положительный момент заключается в том, что закон не требует от активистов уйти с Майдана, Крещатика и из Дома профсоюзов, который стал своеобразным штабом протестного движения.

Исполняющий обязанности министра финансов Украины Игорь Уманский


Также по теме: Лидер крайне правой украинской боевой группы рассказывает о революции

4. Парламентская комиссия по поправкам в конституцию

Это одна из главных тем последних дней и потенциально залог выхода из кризиса. В Раде все чаще обсуждают возможность формирования парламентской комиссии, задачей которой станет поиск возможности вернуться к конституции 2004 года, то есть восстановить на Украине парламентскую систему и положить конец введенной по конституционной реформе 2010 года системе сильной президентской власти. Это могло бы окончательно перевернуть страницу Виктора Януковича и стать основой для будущего выхода из кризиса.

В ходе этой работы вполне возможно принятие решения о роспуске парламента или даже досрочных выборах в некоторых регионах и муниципалитетах: это позволило бы выиграть время и хотя бы немного снизить накал страстей.

Условием обещаний 25 января называлась готовность оппозиции дистанцироваться от агрессивных «хулиганов», то есть военизированных экстремистских и ультранационалистических групп, которые действуют вокруг нескольких движений вроде «Правого сектора». Суть проблемы заключается в том, что оппозиция отчаянно стремится как можно дальше отойти от «хулиганов», чтобы избежать дискредитации и не подорвать свое политическое будущее. Лидеры оппозиции просто не могут позволить себе подлить масло в огонь насилия, тем более что эти экстремистские движения не пытаются найти политическое решение кризиса, а просто стараются свергнуть режим. Месяц назад это было просто немыслимым, но сейчас сложно сказать, действительно Виктор Янукович боится Москвы больше, чем собственного народа.

В конечном итоге, хотя преобразования в украинском политическом руководстве и могут проложить путь для выхода из кризиса, нет никаких гарантий, что движение «Евромайдан» согласится на предложенный хрупкий компромисс, тем более что оппозиция не собирается поступаться важнейшим по ее мнению предварительным условием любых переговоров: она требует отставки президента и досрочных выборов.

А это определенно не решит проблем. После двух месяцев насилия и столкновений мы видим своеобразную логику Партии регионов и хиреющей вертикали власти: украинский кризис — это в первую очередь территориальный раскол страны, в основе которой лежит разделение на западную и восточную части, на украинских националистов с одной стороны и сторонников правительства с другой. 30 января депутат Партии регионов предложил внести на рассмотрение Рады законопроект по формированию на Украине федеральной системы... Что, безусловно, одобрила бы Москва.

Матье Булег, специалист по Европе и Евразии