Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Поворотные моменты истории: Стамбул между турецкой чалмой и латинской шляпой

© CC0 / Public DomainКонстантинополь в конце XV века
Константинополь в конце XV века
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Жители Стамбула знают истинную цену этого города, они служат ему и испытывают от этого бесконечное чувство гордости. Стамбульцы благодарят своих отцов и дедов за это богатейшее наследие, ибо их город – настоящее олицетворение рая на земле. В 1453 году город был покорен османским султаном Мехметом II Завоевателем. Это был поворотный момент не только в истории Турции или региона, но и всего мира в целом.

Исторический факт завоевания Стамбула турками-османами в 1453 году по сей день вызывает противоречивые мнения о дальнейшем ходе истории.

Жители Стамбула знают истинную цену этого прекраснейшего и священного города, они служат ему и испытывают от этого бесконечное чувство гордости. Стамбульцы благодарят своих отцов и дедов за это богатейшее наследие, ибо их город – настоящее олицетворение рая на земле. В 1453 году город был покорен османским султаном Мехметом II Завоевателем. Это был поворотный момент не только в истории Турции или региона, но и всего мира в целом.

Исход битвы за Константинополь в далеком 1453 году кардинально изменил мир. Последствия завоевания города турецким правителем непосредственно повлияли на ход истории. Тем не менее, сегодня это историческое событие расценивается неоднозначно, а его последствия, следовательно, трактуются по-разному.  

На Западе и в России превалирует мнение о том, что якобы падение Константинополя ознаменовало конец византийской цивилизации. Взятие Стамбула турками-османами ассоциируется с тяжелым ударом по православной вере и ортодоксальным христианам. Считается, что именно с этой даты началось крупномасштабное «ущемление прав христиан и евреев» в Малой Азии и на Балканах с последующим угнетением целого ряда народов.

О несостоятельности этих доводов свидетельствует множество фактов, но мы остановимся лишь на одном из них. Отмечу только то, что если бы не пришли турки и не пала Византийская империя, православные христиане навсегда утратили бы свою веру, а Римско-католическая церковь поглотила бы все восточные церкви.

Известно, что в 1439 году в обмен на помощь и пособничество в борьбе с турками предпоследний византийский император Иоанн VIII Палеолог подписал Флорентийскую унию с Папой Римским Евгением IV. Документ подразумевал объединение Православной и Католической церквей, однако, фактически, византийский монарх соглашался перейти в католичество, таким образом предавая тысячелетнюю веру своих отцов.    

Этот отчаянный шаг императора вызвал бурю негодования среди греков-византийцев, не намеревавшихся отречься от своей веры. Они хорошо помнили тот беспредел, который творили католики-крестоносцы, правившие Константинополем с 1204 по 1261 год. Поголовное обращение ортодоксальных христиан в католическую веру было неизбежным.

Примечательно, что на сей счет есть знаменитое высказывание одного из противников церковной унии с Римом, последнего великого дуки и месазона – высшего сановника Византийской империи Луки Нотараса: «Лучше увидеть среди города царствующую турецкую чалму, чем латинскую шляпу».    

Вопреки официальной пропаганде некоторых стран, после взятия Стамбула султан Мехмет II не устроил расправу над местным населением и не стал предпринимать шаги по насильственному обращению греков в ислам. Молодой турецкий султан предоставил грекам и другим народам христианской веры свободу вероисповедания. Константинопольская православная церковь стала пользоваться полной свободой, а те христиане, которые переходили в ислам, делали это, дабы избавиться от церковной подати.

В Османской империи существовала система «османских миллетов», помогавшая православным грекам сохранять свои традиции на протяжении четырех веков и способствовавшая их сплоченности на основе религии, которая сыграла важную роль в формировании современного греческого самосознания.

Таким образом, уже в XV веке Блистательная Порта превратилась в многонациональную и мультиконфессиональную империю с высоким уровнем толерантности в отношении представителей всех этнических и религиозных меньшинств, чего не скажешь о некоторых европейских странах образца XXI века.

Взятие Стамбула во многом предопределило и ускорило великие географические открытия, обусловленные перекрытием всех торговых путей, идущих в Индию и Китай, положило конец католической экспансии на восток и предотвратило неизбежное упразднение всех восточных церквей.

К примеру, на Кавказе подобной участи не смогла избежать Албанская церковь. В 1836 году синод Русской православной церкви принял решение об упразднении Албанской церкви, которая официально была присоединена к Армянской апостольской церкви. Так, исторические албанские монастыри и церкви были сознательно переделаны под армянские.

Так что греки, ассирийцы, армяне и другие представители христианских конфессий Малой Азии должны быть благодарны Османской империи за то, что она помогла сохранить их национальную идентичность и спасла от верной погибели колыбель ортодоксального христианства.

В этом смысле миссия султана Мехмета Завоевателя и взятие Стамбула стали поистине историческим событием не только для турецкого народа, но и всех народов этого региона.