Стремление оказать помощь семье в заработке на жизнь стало причиной того, что многие женщины, и особенно матери, наравне с мужчинами проводят часть своего времени вне дома на рабочих местах.
Хотя эти совместные усилия, направленные на получение заработка, и можно считать позитивными, они имеют ряд последствий, главное из которых заключается в том, что из-за недостаточного присутствия дома родителей у детей возникают пробелы в воспитании.
Если у родителей не с кем оставить своего ребенка, отдать его в детский сад остается для них единственным выходом.
Конечно, мы привыкли к тому, что очень часто говорят о роли детских садов и их сотрудников в деле воспитания детей. Тем не менее, по мнению специалистов, сами родители играют главнейшую роль в правильном воспитании ребенка в любом возрасте и развитии его личности.
Согласно переписи населения в 2011 году, проведенному Иранским центром статистики, число работающих граждан составляет 20055 тысячи человек, из которых 17083 тысячи — мужчины и 2072 тысячи — женщины.
По итогам той же переписи, среди занятых женщин старше 15 лет 61% имеют семью и 30% незамужем.
Что говорят работающие родители?
Хотя многие специалисты и подчеркивают важность участия обоих родителей в воспитании подрастающего поколения, главный груз ответственности в этом отношении ложится именно на мать, ведь именно в ее обязанности входит обеспечение духовных и психологических потребностей ребенка. Важно, что ограниченные отношения матери и ребенка имеют негативные последствия.
Фарзане — одна из тех работающих мам, которая вынуждена каждое утро будить своего двухлетнего малыша и даже в лютый мороз отвозить его к бабушке с дедушкой или детский сад.
Она говорит: «Когда я прихожу домой, мой ребенок после нескольких часов активных игр в детском саду быстро засыпает, а я сама только слышу через сон, как он дышит».
Мохаммад, отец двух детей четырех и семи лет, тоже рассказывает, что его супруга тоже занята работой вне дома, поэтому только два раза в неделю они могут посвящать воспитанию детей, но и это недостаточно.
У Лиды точно такие же проблемы, что и у Фарзане и Мохаммада. По ее словам, когда она находится рядом со своим ребенком, она полностью может контролировать процесс его воспитания, но если она оставит его на несколько часов, то воспитание уже перекладывается на кого-то другого и она не знает, чему он учится.
Невнимание к воспитанию детей
Профессор социологии Исламского университета Азад — крупнейшего в Иране и на всем Ближнем Востоке негосударственного высшего учебного заведения — в интервью с корреспондентом социального отдела новостного агентства IRNA обсудила проблему работающих матерей и их участие в воспитании ребенка. Как она утверждает, многие из этих женщин сталкиваются с серьезными проблемами в воспитании своих детей и это вызывает большую озабоченность.
Алие Шекярбейги убеждена: «Из-за профессиональной занятости матери воспитанию детей в семье не уделяется внимание, поэтому эти функции переходят к разным социальным коллективам, например детским садам, или бабушкам с дедушками».
«Работающие матери, — продолжает она, — приходят домой слишком усталые, поэтому их дети страдают от нехватки воспитания».
По словам профессора, те дети, которые получают достаточно внимания и ласки от обоих родителей, не сталкиваются с проблемой разных воспитательных подходов.
Работающие матери не должны показывать дома своей усталости
Директор Иранского общества социальной помощи считает, что сейчас из-за трансформации социальной структуры и развития потребностей роль родителей, особенно матерей, по сравнению с традиционным обществом сильно изменилась.
Профессор Сейед Хасан Мусави в интервью с журналистом социального отдела IRNA добавляет: «Женщины, которые, получив высшее образование, начинают работать в управленческих или социальных сферах, естественно, не могут заботиться о своих детях ни дома, ни на работе, поэтому они вынуждены как минимум на несколько часов в день отдавать их в детские сады».
«Детские сады, — продолжает он, — выполняют только часть родительских обязанностей, к тому же ребенок совершенно по-разному себя чувствует рядом с членами семьи и рядом с воспитателем».
Объясняя влияние длительного нахождения ребенка в детском саду, психолог отмечает следующее: «Если ребенок остается в саду продолжительное время, от семи до десяти часов подряд, это негативно влияет на его эмоциональное состояние. Например, он начинает бояться того, что его разлучат с отцом и матерью, ежедневно испытывает стресс и волнение».
Другими отрицательными последствиями пребывания ребенка в детском саду профессор Мусави называет снижение чувства уверенности в себе и отсутствие разных творческих способностей, однако отмечает: «Конечно, учитывая те навыки, которые приобретаются в детских садах, вполне вероятно, что не все дети испытывают столь негативные последствия».
Психолог добавляет: «Надо признать, что есть такие сады, которые предоставляют высокие образовательные возможности и могут оказать положительное воздействие на формирование у детей творческой деятельности».
Вместе с тем он подчеркивает, что ни один даже самый лучший детский сад не заменит домашней обстановки, и продолжает: «Вполне вероятно, что эти учреждения действительно оказывают благоприятное влияние на процесс социального развития ребенка, но все равно матери должны уделять больше времени своим детям».
Профессор Мусави также делает акцент на том, что работающие матери не должны показывать дома своей усталости, напротив, им следует поддерживать с детьми более близкие отношения, чтобы хоть как-то компенсировать свое продолжительное отсутствие.
Подводя итого, стоит отметить, что в наше время воспитание детей и забота о них является одной из самых достойных и в то же время самых трудных обязанностей родителей.
Родители, особенно работающие матери, находясь дома, должны уделять детям намного больше времени. Несомненно, такой подход, помимо правильного воспитания ребенка, поможет создать условия для его адекватного развития в лоне заботливой и любящей семьи.