Почему одни в Молдавии называют современную Европу колонизаторами и призывают срочно отказаться от парафированного в прошлом году в Вильнюсе Соглашения об ассоциации, а другие упорно пропагандируют ЕС как единственно правильный путь развития страны? Насколько необратим избранный властью курс и почему она категорически отказывается от всенародного референдума на эту тему? Чему нас может научить опыт других стран?
Об этом и еще многом другом говорили участники круглого стола «Молдавия в Восточном партнерстве после Вильнюса», организованного Хельсинкской гражданской ассамблеей Молдавии и международным фондом «За совершенное управление» (Брюссель). Жаль только, что, как это уже стало у нас традицией, дискуссия велась, по сути, в одни ворота.
Подобные события собирают не оппонентов, а единомышленников. Одни за своим круглым столом, другие – за своим. Так произошло и на этот раз. Сторонников вильнюсского соглашения оказались единицы. Представители правящих партий, приглашенные к диалогу, дискуссионную площадку, опять-таки, как обычно, дружно проигнорировали.
Ассоциация как сделка
Позицию объединенной Европы в отношении проекта Восточного партнерства и перспектив участия в нем нашей страны отстаивал представитель делегации ЕС в Молдавии Уишер Шлахтер. Европейский чиновник даже попытался развенчать некоторые заблуждения.
«На самом деле соглашение об ассоциации – это сделка, как и любая другая, по-своему выгодная обеим сторонам, а ЕС ее заключает не для того, чтобы выиграть в геополитической борьбе и заполучить новый рынок, в чем часто нас обвиняют, - попытался убедить собравшихся европейский чиновник. – ЕС нужно соседство со стабильной демократией. Отсутствие определенных перспектив членства, в чем также упрекают европейские власти, не исключает перспектив партнерства с возможностью когда-нибудь перейти на другой уровень отношений».
При этом ЕС предоставляет стране хороший инструментарий для создания такой стабильной демократии во всех сферах жизни, и это выгодно самой Молдавии, если, конечно, она сумеет все это сполна реализовать. Кроме того, Европа предлагает нашей стране свободный доступ на свой рынок, что будет стимулировать инвестиции, более тесные отношения и возможность свободного перемещения. Европейский эмиссар подтвердил официальную позицию ЕС: Европарламент готов проголосовать за введение безвизового режима для молдавских граждан и уже к этому лету они смогут приезжать в ЕС как туристы, студенты, бизнесмены. Этот режим не предполагает возможности трудоустройства в Европе, но в любом случае все это выгодно Молдавии.
В подтверждение Шлахтер привел расчеты некоторых молдавских экспертов-поборников евроинтеграции о том, как после подписания соглашения об ассоциации и создания свободного рынка на 16 процентов вырастет молдавский экспорт и более чем на 5 процентов - ВВП. Еврочиновник, правда, признал, что на этом пути будут и пострадавшие. Между прочим, это традиционная отрасль молдавской экономики, сельское хозяйство. Зато произойдет рост промышленного производства. Имеются в виду, вероятнее всего, если исходить из того, что происходит у нас и имело место в других странах, либо предприятия, работающие на давальческом, европейском же, сырье, либо компании-филиалы западных корпораций.
Чтобы успокоить скептиков, Шлахтер подчеркнул, что открытие рынка будет постепенным и времени на адаптацию к новым условиям и стандартам хватит. Вместе с тем представитель делегации ЕС признал и тот факт, что говорить об истории успеха Молдавии пока все-таки рано, о ней должны заявлять не европейцы, а сами граждане страны, когда они ее почувствуют. При этом именно ЕС может стать привлекательной альтернативой тому, что есть у нас сегодня, и надо дать народу возможность выбора этой альтернативы.
Шлахтер привел пример событий в соседней Украине, где, по его убеждению, власти пошли против воли народа и лишили его такого выбора. Это заявление еврочиновника сразу же вызвало контраргументы других участников круглого стола.
Украинцы – не туземцы, Евромайдан – не весь народ
Объясниться за украинский народ попытался представитель ассоциации «Поставщики Таможенного союза» из Украины Олег Ногинский. Он обвинил европейские власти в откровенной лжи в том, что касается как трактовки так называемой украинской революции, так и перспектив евроинтеграции.
«Тысяча человек на площади – это не весь 45-миллионный украинский народ, чтобы не рассказывал миру СNN, это менее 0,01 процента, - заявил Ногинский. - Это самое неприятное, что мы наблюдаем: постоянная подмена понятий. По соглашению о свободной торговле РМ-ЕС Молдавия свой рынок европейцам открывает. А европейцы? Где же вы открываете свой рынок? Квота для томатов – 1000 тонн!!! И на другую продукцию - примерно то же. Это главная проблема: людей дурят, но большинство просто не может поверить, что ЕС так может поступить. Это же Европа со всеми ее ценностями! Так произошло и на Украине. Когда кабинет министров сел и подсчитал, получилось 40 миллиардов убытков в год! Посмотрите в любой учебник, это идеальное соглашение о колонизации соседних стран».
Квоты на экспорт молдавской продукции в ЕС, действительно, даже ниже нынешнего его уровня, по многим позициям - существенно. Об этом не раз говорили и отечественные экономисты. На свинину – 4,5 тысячи тонн, мясо птицы – 600 тонн (!), молочную продукцию – 1700 тонн, виноградный сок, включая сусло, – 500 тонн. «Не экспорт, а слезы», - сказал экономист Михаил Пойсик.
Но не стоит забывать о другой стороне медали Соглашения о свободной торговле, снова вступился за молдавского производителя Ногинский, объясняя, в то же время, что именно отпугивает украинского: «В ЕС перепроизводство продуктов питания – 140 процентов! 50-60 миллиардов евро в год - дотации европейским аграриям, а наших дотировать нам хотят запретить. На переход к европейским директивам дается четыре года. Но сам ЕС внедрял их около 30 лет, с начала 80-х. На эту работу Европа дает Украине 20 миллиардов евро, в то время как, по самым скромным подсчетам, необходимо 60. Вот и получается, доступа на рынок ЕС нет, за четыре года никак не перестроится, конкурировать с европейским сельхозпроизводителем, который на всех этапах дотируется, невозможно, еще и жесткие требования по экологии надо выполнять, что будет строго контролироваться. Все это означает стопроцентную вероятность гибели этих производителей, а никаких компенсаторных механизмов, хотя бы льготного кредитования, если так денег не даете, нет. А людям надо как-то выживать!».
Представитель украинского бизнеса призвал ЕС перестать быть лектором, «этаким белым господином, который учит туземца как жить». Отношения должны быть по-настоящему партнерскими, а соглашение - взаимовыгодным, и не только для одной из сторон, как это предлагается и Украине, и Молдавии сейчас, подчеркнул Ногинский.
О подлинно европейских способах умерщвления свиней
О том, что на самом деле означает евроинтеграция, исходя из опыта своей страны рассказал румынский публицист Василий Ерну: «Знаете, что произошло у нас за последние пять лет? 80 процентов товаров в наших супермаркетах – импортные, румынские исчезли. Я не националист и всегда был поборником евроинтеграции, но вопрос в том, что мы становимся страной потребителей, которые сами ничего не производят. В Румынии, как и в Молдавии, сельское хозяйство - традиционно основная отрасль, для 50 процентов населения - основной источник существования, которого его лишают. Агрессивно продвигаются так называемые евростандарты, которые запрещают крестьянину продать свои огурцы, помидоры, яйцо, все то, что им выращено, потому что это опасно, негигиенично, неэкологично, не соответствует директиве X, Y, Z. Почему зарезать рождественскую свинью, как это испокон веков делалось, не по-европейски, и значит, запрещено, а застрелить – по-европейски!?».
Самая большая проблема, по мнению Ерну, в том, что никто не учитывает реальную ситуацию в стране, а политические элиты фактически сговариваются во имя интересов крупных игроков. Именно этим объясняется и секретность ведения переговоров по соглашениям. Потом, когда все выясняется, начинается удивление. Евроинтеграция, фактически означает потерю суверенитета страны, убежден румынский публицист. Местные власти лишь послушно исполняют волю своих патронов в руководстве ЕС.
«Когда говорят о коррупции как о большой проблеме, имеют в виду все того же несчастного крестьянина, который идет к врачу и рассчитывается с ним курицей, но не говорят о том, что самая большая концентрация фирм-лобби – это сам Брюссель, - утверждает Ерну. – Пример того, как действует этот лобби-механизм, - работа румынского парламента, который в последнее время принимает целые пакеты законов под заказ крупных корпораций: это законы о работах шахт, о сланцевом газе (к чему это привело, все знают после событий в Пунжешть), даже кодекс о труде. Профсоюзы и отраслевые ассоциации против, потому что это нарушение всех норм порядка увольнения и условий труда, а его все равно принимают, потому что это выгодно иностранным инвесторам. Дошло до приватизации санитарной системы страны, но тут коррупции никто не видит!».
Увы, за красивыми словами о демократии и ценностях скрываются банальные интересы капитала, убежден румынский публицист.
Скрытая и явная угроза
Об опасных перспективах, грозящих Молдавии в связи с подписанием Соглашения об ассоциации, составной частью которого является договор о свободной торговле с ЕС, говорили и отечественные экономисты.
Ожидания резкого роста экспорта сильно преувеличены, считает заместитель директора центра стратегических исследований и реформ Елена Горелова: «Половину наших поставок в ЕС составляет продукция из того самого давальческого сырья, на нее новые условия вообще не распространятся. Из оставшихся видов товаров 90 процентов попадают под квоты, о них уже говорилось, в обмен на это нас ожидает поток импорта по нулевым таможенным тарифам, по одним товарам сразу, по другим поэтапно. Потери бюджета от их отмены сопоставимы с размером всего фонда субсидирования сельского хозяйства. К тому же у нас и так огромный дефицит торгового баланса. Импорт превышает экспорт в 2,2 раза! Разница покрывается перечислениями наших гастарбайтеров, 70 процентов которых, только по официальным каналам, поступают из России. Отмена пошлин для европейских товаров приведет к их появлению для Молдавии в странах Таможенного союза. Но мы не можем позволить себе потерять этот рынок, когда европейский толком не получаем. Вдобавок мы рискуем не только ухудшить отношения на Востоке, но и окончательно потерять Приднестровье. Я не призываю куда-то вступать или не вступать, но нам надо отложить подписание соглашения и серьезно просчитать для себя, что выгоднее и готовы ли мы заплатить за евроинтеграцию такую цену?!».
Кроме того, очень сложным будет и сам переходный период, когда Молдавии предстоит принять и внедрить порядка 450 европейских директив и регламентов. Каждый пункт соглашения начинается со слов «Молдавия должна», в то же время - никаких упоминаний обязательств ЕС. Кстати, следить за поведением Молдавии в этом смысле будет специально создаваемый совет ассоциации, который, как опасаются некоторые, станет надвластной структурой, парламенту и правительству останется только штамповать законы под копирку ЕС.
Среди стандартов, к которым предстоит адаптироваться в короткие сроки, - касающиеся прав потребителя и параметров качества товаров, условий труда и оборудования предприятий. «А кто-то спросил наши профсоюзы, патронаты, бизнес, готовы ли они к таким переменам? - задается вопросом директор центра стратегических исследований и реформ Галина Шеларь. - Например, за три года полностью заменить всю технику на предприятиях, как требует одна из директив, на соответствующую евростандартам. А на что они это будут делать?».
Не партнерство, а притворство
«Восточным притворством» назвал политику соседства депутат партии ПКРМ Марк Ткачук, а заодно объяснил, почему его партия, еще недавно активно выступавшая за евроинтеграцию и гордившаяся своими достижениями на этом пути, так жестко сегодня критикует ЕС.
По убеждению коммуниста, Евросоюз изменился и сейчас представляет собой скорее географическое определение, чем ценностное. Приход к власти в ЕС праволиберальных сил в 2009 году уже имевшие место тенденции заметно усилил. «Перспектива евроинтеграции отсутствует даже в самой отдаленной перспективе, в то же время от нас требуют сделать выбор исключительно в пользу ЕС, отказавшись от суверенитета и независимой экономической политики, что фактически означает вассальную зависимость, - заявил на круглом столе Ткачук. - Выбирая Европу, Молдавия получает не утомительный список реформ, а презумпцию невиновности в нарушении свобод, правда, только для правящей элиты».
Лицедейство ЕС особенно наглядно продемонстрировали, по мнению депутата, события на Украине. Отношение ПКРМ к евроинтеграции, другой коммунист, Юрий Мунтян, в свою очередь, описал так: «От любви до ненависти – один шаг». Существенный вклад в это отношение, по словам Мунтяна, помимо лицемерной политики самой ЕС, внесли молдавские власти, дискредитировавшие своими действиями светлую идею. Финал любви – под лозунгом евроинтеграции ПКРМ на выборы больше не пойдет.
Все по-честному, без обмана
Отстаивать честь европейского мундира в ходе дискуссии пришлось известному апологету евроинтеграции в Молдавии, директору ассоциации ADEPT Игорю Боцану. Он по-прежнему убежден, что лишь этот путь может обеспечить Молдавии необходимую модернизацию. Что же касается притворства и лукавства, аналитик убежден, что ЕС-то как раз был с Молдавией более чем честен.
«Еще в 2002 году Евросоюз объявил о готовности разделить с нами в рамках политики соседства все, кроме институтов (экономику, политические процессы, демократизацию), нам не обещали больше, чем обещали. Потому я считаю обвинять сейчас его в ловушках и капканах некорректно» - заявил Боцан. И в этом есть изрядная доля истины. Весь текст Соглашения об ассоциации об этом свидетельствует, что уже отмечалось ранее. Просто нам не надо выдавать желаемое за действительное. А многие из нас и сами обманываться рады.
В любом случае, жителям страны хотелось бы получить право самостоятельно решить, каким путем следовать. Почему ЕС так категоричен, ставя страну перед выбором «или – или», и почему власти так препятствуют волеизъявлению своих граждан путем референдума? Эти вопросы многократно звучали во время круглого стола. Таким плебисцитом, в определенном смысле, станут следующие парламентские выборы, если они, конечно, будут проведены честно. Только к этому времени Соглашение об ассоциации, скорее всего, будет уже подписано.