В Сочи, помимо великолепной церемонии открытия зимних Олимпийских игр и восхитительных выступлений спортсменов, мы стали свидетелями удивительной демонстрации солидарности между хозяином игр, российским президентом Владимиром Путиным, и его самым важным гостем, председателем КНР Си Цзиньпином (Xi Jinping).
Китайское правительство обращает особое внимание на внешнеполитическую значимость решения Си приехать в Сочи – это первый случай в истории, когда лидер Китая посетил масштабное зарубежное спортивное мероприятие. Этот визит стал первой зарубежной поездкой Си в этом году, кроме того, Россия стала первой страной, которую он посетил после своего избрания на пост председателя страны. С тех пор он уже успел встретиться с Путиным на четырех различных международных мероприятиях и провести в рамках каждого из них отдельные двусторонние переговоры с российским лидером. Очевидно, что, несмотря на в целом прагматичный характер своей внешней политики, Китай сделал налаживание личных связей с Путиным своим приоритетом.
Чтобы подчеркнуть это, китайская пресса приложила массу усилий и акцентировала поддержку Пекином Олимпийских игр Путина на фоне фактического бойкота Игр со стороны западных лидеров, протестующих против принятия в России антигейских законов и других особенностей внутренней политики страны. Путин, в свою очередь, тоже сделал целое шоу из своей поездки на летние Олимпийские игры в Пекине, состоявшиеся в августе 2008 года, вопреки призывам международного сообщества бойкотировать их после того, как Пекин поддержал репрессивную политику Судана в отношении жителей региона Дарфур.
Хотя было бы ошибочно рассматривать отношения между Россией и Китаем сквозь призму общей идеологии, регулярные заявления Путина и Си о солидарности по множеству ключевых вопросов, в особенности их решительное отстаивание национального суверенитета и независимости, резко контрастируют с их конфликтами с западными правительствами. Российские и китайские источники утверждают, что тесные связи между двумя странами служат как интересам международного сообщества, так и их собственным.
К примеру, они утверждают, что партнерские отношения между Москвой и Пекином помогают сглаживать агрессивность Запада. В этой связи в Сочи Путин и Си демонстративно одновременно позвонили капитанам своих кораблей, которые сопровождали суда, вывозящие химическое оружие из Сирии. Китай поддержал план России по предотвращению военного удара США по Сирии, в рамках которого Путин предложил международному сообществу уничтожить химическое оружие. Эти две страны также долгое время мешают Западу оказывать давление на Иран.
До недавнего времени аналитики, специализирующиеся на отношениях между Москвой и Пекином, указывали на снижение объемов поставок российского оружия в Китай, называя это свидетельством ослабления стратегических связей между странами. С одной стороны, набирающая обороты военная промышленность Китая снизила заинтересованность Пекина в покупке российского оружия советской эпохи, которое правительство России было готово продавать на международных рынках вооружений. С другой стороны, российское правительство не было готово продавать Китаю новое и усовершенствованное оружие, разработкой и производством которого занимается постепенно восстанавливающаяся оборонная промышленность России. Отказ Москвы объяснялся опасениями российской стороны, которая боялась, что китайцы попытаются скопировать технологию и начнут перепродавать это оружие потенциальным клиентам России.
Однако за последний год уровень продаж российского оружия Китаю достиг многомиллиардных показателей, характерных для 1990-х годов. Отчасти такой рост уровня продаж объясняется масштабами наращивания китайского военного потенциала, которые привели к росту спроса на российские двигатели, оружейную специализированную сталь и другие ключевые компоненты. Однако Москва даже решилась продать Пекину некоторые из своих новейших военных технологий в надежде на то, что китайские товарищи будут уважать ее интеллектуальную собственность.
В настоящее время Россия и Китай занимаются реализацией параллельных программ наращивания военного и оборонного потенциала. Они совместно осудили американские программы противовоздушной обороны и начали совместную разработку новейших систем ядерных и обычных вооружений, чтобы сбалансировать военное превосходство США. За последние несколько месяцев обе страны продемонстрировали новые ударные наступательные системы.
Тем не менее, партнерские отношения между Россией и Китаем остаются стратегически ограниченными в ряде важнейших сфер. Степень их сотрудничества в энергетической области уже долгое время держится на неизменном уровне, и на каждый шаг вперед по-прежнему приходится шаг назад. Хотя Китай сегодня стал главным торговым партнером России, объемы их двусторонней торговли – в 2013 году эта цифра составила 100 миллиардов долларов – значительно ниже объемов торговли Китая с его ведущими западными партнерами. Российско-китайские совместные военные учения проходят нерегулярно. В ООН и на других международных форумах дипломаты этих стран очень быстро приходят к единому мнению о том, против каких западных инициатив они собираются голосовать, однако они редко выдвигают свои собственные программы действий.
Тем не менее, Вашингтону следует обратить пристальное внимание на развитие российско-китайских отношений, чтобы не упустить тот момент, когда они укрепятся настолько, что будут представлять угрозу американским интересам. Устные обличения различных аспектов внешней политики США, вероятнее всего, неизбежны, однако совместные действия, направленные на противостояние Японии, разработку антиамериканских военных технологий, или шаги, предпринимаемые Россией и Китаем в связи с уходом вооруженных сил США из Средней Азии, могут создать много проблем.
Естественные ограничения развития российско-китайского партнерства должны снизить вероятность такого сценария, а также и желание России сохранить за собой роль страны с колеблющимся голосом среди этих трех держав. В частности, в Азиатско-Тихоокеанском регионе российские власти рассчитывают извлечь выгоду из растущей экономики Китая, не превратившись при этом в энергетический придаток этой страны, что оказалось довольно проблематичным и мешает Пекину стать новым региональным гегемоном. Поскольку Пекин боится оттолкнуть от себя одного из немногих дружелюбно настроенных соседей, присутствие России в дипломатии Азиатско-Тихоокеанского региона помогает сглаживать региональную внешнюю политику Китая. Отказ Москвы поддержать Китай в его споре с Японией за острова стал одной из причин, по которой премьер-министр Японии Синдзо Абэ (Shinzo Abe) нарушил неформальный бойкот западных стран и приехал на церемонию открытия Олимпийских игр в Сочи, а также начал налаживать личные отношения с Путиным. Российское влияние на региональный балансе сил также проистекает из ее способности либо продавать, либо не продавать оружие Индии и Вьетнаму.
Чтобы извлечь выгоду из своего положения, России необходимо уладить разногласия с Японией, ее естественным экономическим и стратегическим партнером, в вопросе Курильских островов. Вашингтон может не только оказать помощь России в этом вопросе, но и вернуть себе расположение Москвы, начав относиться к ней как к потенциальному партнеру в Азии, а не исключая ее или относясь к ней как к второстепенному игроку, как это часто бывает.
В российско-китайском партнерстве нет ничего неизбежного, и к перспективам крепкого и длительного союза между ними стоит относиться с осторожностью. Тем не менее, обе стороны видят очевидные преимущества в тесном сотрудничестве, и это может стать серьезной проблемой как для США, так и для их азиатских партнеров.
Ричард Вайц – старший научный сотрудник Института Хадсона (Hudson Institute) и старший редактор World Politics Review.