Решение прекратить рейсы авиакомпании «Иран Эйр» по маршруту «Тегеран – Москва – Тегеран» было принято еще в прошлом году. Это вызвало смятение пассажиров, пользующихся данным направлением, и установило монополию «Аэрофлота».
По информации агентства IRNA, прекращение полетов «Иран Эйр» из тегеранского международного аэропорта имени имама Хомейни в московское Шереметьево и обратно последовало после сделанного в начале прошлого года заявления Министерств иностранных дел и транспорта о необходимости получения визы для прилета в аэропорты этой страны членами экипажа самолетов иностранных авиалиний.
С тех пор пассажирам этих рейсов, большую часть из которых составляют иранские студенты, учащиеся в российских вузах, приходится преодолевать большие трудности, чтобы добраться до Ирана. Из-за крайне высоких цен российской государственной авиакомпании «Аэрофлот» на авиабилеты по данному направлению они вынуждены пользоваться транзитными путями и лететь через Турцию или Азербайджан.
Чтобы избежать больших трат на покупку билетов «Аэрофлота», который теперь считает себя полным монополистом по данному направлению, теперь иранские пассажиры прежних рейсов «Тегеран – Москва» и «Москва – Тегеран» вместо обычных трех часов 45 минут тратят на полет до 16 часов.
Известно, что с начала действия закона о введении виз для членов экипажей самолетов иностранных авиалиний, выполняющих полеты на в России, многим странам удалось решить эту проблему путем подписания с российской стороной взаимного соглашения об отмене виз. Другие же выполняют условия нового закона и таким образом продолжают свои полеты в Россию.
Однако неспособность компании «Иран Эйр» решить данную проблему за весь истекший год привела к тому, что российская государственная авиакомпания установила полную монополию на перевозки пассажиров из Ирана в Россию и обратно. Подняв цены на билеты в одну сторону больше чем на тысячу долларов в период самых больших пассажиропотоков, например, в сезон летних каникул, «Аэрофлот» создал серьезные трудности для постоянных пассажиров, летающих по маршруту «Москва – Тегеран» и обратно.
Насущность данной проблемы определяется тем, что большую часть пассажиров данного направления составляют не только студенты, но и сотрудники иранских организаций, а также бизнесмены из Исламской республики, занимающиеся торговлей с Россией.
Экономические аналитики утверждают, что проволочки в заключении соглашения об отмене виз для членов экипажей самолетов «Иран Эйр» или же получении для них разрешения на въезд в Россию привели к тому, что, несмотря на многолетние маркетинговые усилия авиакомпании Исламской республики, ее конкурент «Аэрофлот» спокойно добился своего единоличного лидерства, не затратив при этом никаких средств.
После прекращения рейсов «Иран Эйр» по маршруту «Тегеран – Москва – Тегеран» авиакомпания получила квоту на продажу 20 билетов на каждый из четырех рейсов в неделю, которые выполняет «Аэрофлот». Таким образом, представительство «Иран Эйр» в центре Москвы продолжает свою работу.
Данная ситуация привела к тому, что в российской столице функции представительства авиакомпании, которая является одним из крупнейших перевозчиков на Ближнем Востоке и символом воздушного транспорта Ирана, свелись к банальной продаже билетов «Аэрофлота».
Изменение рыночного баланса в пользу российской государственной авиакомпании из-за выхода «Иран Эйр» из конкурентной борьбы привело к тому, что «Аэрофлот» предложил увеличить число своих полетов по маршруту «Москва – Тегеран – Москва» до семи рейсов в неделю. Если нынешняя ситуация никак не изменится, скорее всего, летом этого года это предложение будет принято.
Генеральный представитель авиакомпании «Иран Эйр» в Москве Алиреза Саи-Бехрузи в интервью корреспонденту IRNA прокомментировал ситуацию следующим образом: «Наши рейсы по направлению «Тегеран – Москва – Тегеран» были отменены из-за необходимости получения визы для членов экипажа. Мы такие требования выполнить не смогли».
Отметив тот факт, что во всем мире получение визы для членов экипажа не является распространенной практикой, он заявил: «После введения в действие данного закона мы продолжали выполнять четыре рейса в Москву, однако вслед за этим был наложен штраф и полеты были приостановлены».
Генеральный представитель также сообщил, что рейсы «Иран Эйр» в российскую столицу были прекращены в начале января прошлого года, и добавил: «Надо принять во внимание тот факт, что в Иране специфические условия. Если учитывать возможность замены кого-либо из членов экипажа на рейсах авиакомпании, то получать визу для каждого экипажа не представляется возможным».
«Данный вопрос находится на специальном контроле у посла Ирана в России, – продолжил Саи-Бехрузи, – и он постоянно отслеживает то, как идет процесс возобновления полетов самолетов «Иран Эйр» по маршруту «Тегеран – Москва – Тегеран». Мы надеемся, что переговоры дипломатов и юристов на эту тему дадут положительные результаты».
Указав на то, что возобновление рейсов авиакомпании Исламской республики в Москву помимо получения визы для членов экипажа требует наличия таких условий, как доходность и покупательский спрос, глава московского представительства добавил: «Прошлым летом, получив визы для членов экипажа, мы сумели организовать четыре чартерных рейса, однако дальше этого дело не пошло».
По словам Саи-Бехрузи, крупные финансовые выплаты являются одним из препятствий на пути получения виз для членов экипажа. «Выполнение рейсов на любом направлении напрямую связано с их стоимостью, которая состоит из расходов на топливо, техническое обслуживание и оплату работы членов экипажа. Сейчас к этому еще прибавилось и необходимость дополнительных трат на приобретение виз для персонала на борту».
Несмотря на увеличение цен на билеты «Аэрофлота» с января нынешнего года, московское представительство «Иран Эйр» все также предоставляет иранским студентам, обучающимся в России, скидки при продаже своей квоты на рейсы российской авиакомпании. В связи с этим глава представительства подчеркнул: «Вполне естественно, что из-за высоких цен на билеты «Аэрофлота» многие из пассажиров, летающих прежде прямым рейсом «Москва – Тегеран», теперь предпочитают транзитные маршруты, например, через Турцию или Азербайджан».
«Большую часть билетов, выделяемых нам по квоте на рейсы российской авиакомпании, приобретают также российские специалисты, работающие в Иране», – добавил он.
Говоря о ценовой политике своей компании, Саи-Бехрузи отметил: «Вопреки росту стоимости билетов «Аэрофлота» с начала этого года, московское представительство «Иран Эйр», придерживаясь требований относительно класса полета, старается предлагать клиентам билеты по конкурентным ценам».
На данном этапе возникает такой вопрос: раз получение виз для членов экипажа требует дополнительных финансовых затрат, почему «Аэрофлот» идет на эту меру и вслед за этим предлагает увеличить число своих полетов в Тегеран и обратно с четырех до семи рейсов в неделю?
Экономисты утверждают, что прекращение полетов «Иран Эйр» по маршруту «Тегеран – Москва – Тегеран» и превращение московского представительства этой государственной авиакомпании в простого торгового агента своего конкурента вредит имиджу Ирана в России.
Данная ситуация наводит на мысль о том, что сотрудники представительства «Иран Эйр» в этой стране не обладают достаточной энергией для проведения со своими российскими коллегами консультаций, необходимых для решения текущей проблемы.
Особенно заставляет задуматься тот факт, что работа представительства компании в центре Москвы требует существенных расходов, связанных с ежемесячной арендой помещения в несколько тысяч долларов, выплатой заработной платы сотрудникам и прочими издержками. В связи с этим возникают серьезные сомнения относительно целесообразности сохранения московского представительства «Иран Эйр», тогда как фактически эта компания уже не выполняет рейсы в Москву и обратно.
Посол Ирана в Российской Федерации с самого своего назначения на эту должность постоянно следит за ситуацией вокруг авииакомпании. В интервью агентству IRNA он заявил: «Я дважды беседовал по этому вопросу с исполнительным директором авиакомпании «Иран Эйр» господином Парварешом. Он обещал мне, что до конца января этого года рейсы «Тегеран – Москва – Тегеран» возобновятся, однако этого до сих пор не произошло».
Мехди Санаи добавил: «Это унизительно для Ирана и его граждан, что какая-то иностранная авиакомпания («Аэрофлот», в частности) осуществляет как минимум четыре рейса в неделю по маршруту «Москва – Тегеран – Москва», а единственный аналогичный полет самой компании «Иран Эйр» выполнять перестали».
Ссылаясь на аргумент руководства иранской авиакомпании о прекращения полетов из-за необходимости получения виз для бортперсонала, вылетающего рейсом «Тегеран – Москва», посол подчеркнул: «Данное правило касается не только Ирана. Его выполняют все перевозчики, выполняющие полеты из Европы и Азии».
Санаи также сообщил о готовности российского посольства в Иране предоставлять любое количество виз для членов экипажа самолетов «Иран Эйр» и добавил: «Эту проблему можно решить и путем взаимной отмены виз».
Посол Исламской республики признал и то, что после отмены единственного рейса «Иран Эйра» авиакомпания «Аэрофлот» стала монопольным перевозчиком по данному направлению, заявив следующее: «Данная ситуация не только приводит к большим издержкам для пассажиров, но лишает «Иран Эйр» его доли в рынке, которую он имел все предыдущие годы».
Подчеркнув необходимость активного решения проблемы усилиями московского представительства авиакомпании, Санаи добавил: «Повышение уровня всестороннего сотрудничества Ирана и России требует того, чтобы обе страны выполняли и авиационное сообщение друг с другом. В связи с этим обязательно должны быть возобновлены полеты в Москву авиакомпании «Иран Эйр».