Государственная Дума России в пятницу, 14 февраля, приняла в третьем, заключительном чтении новую редакцию закона «О выборах депутатов Государственной Думы», восстанавливающую смешанную систему ее избрания. Теперь, как и до 2003 года, половина из 450 депутатов палаты будут избираться по партийным спискам, а другая половина — по одномандатным округам. На выборах же в Московскую городскую думу, которые пройдут нынешней осенью, партийных списков не будет совсем.
Оппозиционные партии — Партия прогресса Алексея Навального, РПР-ПАРНАС и Партия 5 декабря — первыми опубликовали объединенный список своих кандидатов, которые будут бороться за места в Мосгордуме. Всего в нем 28 фамилий, среди будущих кандидатов есть известные политики и гражданские активисты. Например, Мария Гайдар будет баллотироваться в Мосгордуму, скорее всего, от Пресненского округа российской столицы. Хотя окончательного решения она еще не приняла:
«Мне кажется, что выборы в Мосгордуму очень важны. У меня есть проект, которым я занимаюсь, связанный с повышением качества и доступности социальных услуг, в частности в сфере здравоохранения. Поэтому, конечно, я всерьез думаю о том, чтобы пойти в Московскую городскую Думу. Все выборы будут по одномандатным округам, а я год работаю в Пресненском округе, пока я сконцентрирована на работе по развитию своего фонда, но ближе к делу я уже приму решение», — говорит Мария Гайдар.
Выборы — это не только результат, хотя представители оппозиции на него, безусловно, рассчитывают, но и возможность донести до избирателей политические позиции тех, кто не имеет широкого доступа к средствам массовой информации, считает будущий кандидат в депутаты Мосгордумы: «Это Москва, это возможность показать, что независимый оппозиционный кандидат может получить в Москве значительный результат. Это возможность закрепить тот результат, который был достигнут Алексеем Навальным на выборах мэра Москвы. Мне кажется, что это очень полезно, в том числе и с точки зрения донесения мыслей, ценностей до граждан».
Выборы 2014 года в Мосгордуму впервые за последние годы пройдут не по партийным спискам, а по одномандатным округам. По мнению политолога Дмитрия Орешкина, московские элиты были вынуждены пойти на такой шаг, поскольку поддерживающая действующую власть партия «Единая Россия» в Москве непопулярна. Однако и оппозиция, по его словам, не способна выдвинуть в каждом из округов сильных кандидатов в депутаты.
«Что касается Москвы, понятно, что решение избираться по одномандатным округам, причем по 45, тоже принято не от хорошей жизни. В Москве "Единая Россия" не популярнее, чем где бы то ни было. Поэтому так или иначе московские элиты просто вынуждены были принимать это решение. Почему 45 округов вместо 35? Потому что ни у какой политической силы в Москве, кроме сытого и довольного жизнью союза крупных московских бизнесменов с крупными московскими чиновниками, найти 45 весомых кандидатов для каждого из округов просто нет технической возможности. Ну, допустим, партия "Яблоко" сможет выдвинуть двух-трех более или менее известных кандидатов для того, чтобы закрыть 2-3 округа с реальной надеждой на выход своего кандидата в Мосгордуму. Допустим, Навальный или близкие к нему структуры тоже выдвинут... Но сколько? Кто, кроме Навального и его окружения, может претендовать на одномандатный округ? Притом что сам Навальный претендовать не может, потому что он дисквалифицирован и поражен в правах как условно осужденный. А вот бывшая "Единая Россия", которая переоденется в майки с надписью "независимый кандидат", найдет легко. Условно говоря, там будут хоккеисты, музыканты, телевизионные ведущие и так далее. И, конечно, известные и популярные бюрократы, которые тоже есть в Москве», – говорит политолог.
Ближайшие выборы в Государственную Думу в 2016 году пройдут уже по смешанной системе. Половина депутатов будут избираться по партийным спискам, а другая половина — по одномандатным округам. Дмитрий Орешкин считает, что таким образом сегодняшнее думское большинство пытается обеспечить себе присутствие в нижней палате парламента в будущем и избавиться от шлейфа непопулярности среди граждан России, возникшего в последние годы:
«Поскольку законы формируют участники выборной конкуренции, понятно, что плюсы в первую очередь для них. Ясно, что каждая думская партия думает о своем думском будущем. И в результате решает сделать такой закон, который улучшает для этой партии думское будущее. Лидирующие позиции пока у "Единой России" — она контролирует Думу. В то же время люди, которые входят в "Единую Россию", не являются партийцами в прямом смысле слова. Они являются членами неформального профсоюза победившей постсоветской номенклатуры, тесно связанной с бизнесом. Я для себя называю этот новый класс "бюрнесом" — в смысле союза бюрократии и бизнеса — когда бизнес обеспечивает питание бюрократии, а бюрократия его "крышует", обеспечивая ему взамен спокойную жизнь и монопольное положение на рынке», — говорит Дмитрий Орешкин.
«Так вот, люди из этого "бюрнеса", интересы которых, естественно, представлены и в Думе, и в Кремле, и в региональных парламентах, и вообще в широком смысле слова в современных российских элитах, понимают, что надо сохранить свои ключевые позиции в государственных институтах высшего уровня, в том числе в Госдуме, — продолжает политолог. — При этом они очень хорошо понимают, что "Единая Россия" как партийный бренд популярность теряет, и если еще 10 лет назад членство в "Единой России" было чем-то вроде крылышек за спиной, то сейчас этот бренд, скорее, камень на шее, который тянет ко дну и мешает избраться в Государственную Думу. Отсюда вполне логичная идея: а ни снять ли нам майку, на которой написано "Единая Россия", и ни надеть ли нам майку, на которой написано "независимый кандидат"? И избираться не по партийному списку, а по одномандатному округу».
С Дмитрием Орешкиным согласна и гражданская активистка Мария Гайдар. Однако она полагает, что если независимые и оппозиционные кандидаты сумеют договориться, то партию власти могут ждать неприятные результаты:
«Власти, конечно же, пошли на это, опасаясь именно выборов по партийным спискам, — они поняли, что могут потерять большинство. Они пошли на это, посчитав, что в мажоритарной системе они смогут провести большее количество депутатов. Поэтому избираться будет, с одной стороны, сложно, потому что нужно будет получать большинство, и будет противостояние административного ресурса. А с другой стороны, мне кажется, здесь может случиться и так, что власть в очередной раз сама себя перехитрит и обманет. Если кандидаты от оппозиции и независимые кандидаты договорятся друг с другом, то, я думаю, партия власти может получить очень много неожиданных и неприятных для себя результатов», — надеется Мария Гайдар.