Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путинские Олимпийские игры обрели глобальный характер даже без Обамы и Запада

© РИА Новости Алексей Филиппов / Перейти в фотобанкПредседатель КНР Си Цзиньпин на трибуне во время церемонии открытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи.
Председатель КНР Си Цзиньпин на трибуне во время церемонии открытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Игры в Сочи побили все рекорды по присутствию на них мировых лидеров. В то же время Олимпиада в Сочи поднимает довольно интересный и провокационный вопрос о том, лишает ли «глобального» характера отсутствие на том или ином мероприятии ключевых западных лидеров.

В западной прессе сейчас преобладает мнение, что Олимпийские игры в Сочи обернулись дипломатическим провалом президента России Владимира Путина. Если Зимние Олимпийские игры должны были стать первым балом возрожденной России спустя два десятилетия после развала Советского Союза, то сознательное решение некоторых европейских и американских лидеров — в том числе Барака Обамы, Дэвида Кэмерона и Франсуа Олланда — воздержаться от поездки на Олимпиаду в качестве молчаливого протеста против политики российского правительства, в частности против новых антигейских законов, эти планы нарушили.

В свою очередь российская пресса ответила сообщениями о том, что Игры в Сочи побили все рекорды по присутствию на них мировых лидеров, а также намеками на ослабление того, что в западной прессе могло бы получить название «евроатлантоцентризма», то есть убежденности в решающей роли западных лидеров на любом международном мероприятии. Как ранее на этой неделе написал Ричард Вайц (Richard Weitz), лидеры второй и третьей крупнейших экономик в мире, Си Цзиньпин из Китая и Синдзо Абэ из Японии, приехали на Олимпийские игры в Сочи и воспользовались этим мероприятием, чтобы провести неформальные встречи на высшем уровне с российским президентом. Возможно, россияне даже вздохнули с облегчением, когда узнали, что Обама не приедет. Учитывая то, что в США была развернута масштабная кампания за абсолютный бойкот Олимпиады в Сочи, президент, если бы он решил приехать на нее, несомненно, должен был бы публично прочитать Путину мораль о защите прав человека — и Кремль обязательно воспринял бы это как неприемлемое унижение.

Олимпиада в Сочи поднимает довольно интересный и провокационный вопрос о том, лишает ли отсутствие ключевых западных лидеров на том или ином мероприятии его «глобального» характера. Всех глав государств и правительств, которые приехали на Олимпиаду в Сочи, можно разделить на несколько категорий. В первую группу попадают лидеры стран, которые традиционно имеют культурные и религиозные связи с Россией: это нации, которые входят в состав «Византийского содружества», такие как Греция, Сербия, Черногория, Болгария и Румыния. Несмотря на то, что многие из этих государств входят в состав Евросоюза и НАТО, то есть формально относятся к евроатлантическому миру, они не могли последовать примеру Обамы и Олланда и бойкотировать Олимпиаду, потому что это было бы для них неприемлемым в политическом и экономическом смыслах. Значительная доля населения этих стран испытывает симпатию к позиции Путина по многим социальным вопросам, и, учитывая наличие тесных экономических связей с Россией, ухудшение отношений с Кремлем им крайне невыгодно.

Эта же логика нежелания излишне раздражать Россию руководила лидерами ряда небольших государств Центральной и Западной Европы, в том числе Финляндии, Норвегии, Австрии, Нидерландов, Швейцарии, Хорватии и стран Балтии. Премьер-министр Норвегии Эрна Солберг (Erna Solberg) спровоцировала гневную критику со стороны своей политической оппозиции, а также правозащитных групп, приняв решение поехать на Олимпиаду в Сочи, однако она заявила, что она может в неофициальном порядке поднять некоторые деликатные темы в ходе двусторонних встреч с российскими официальными лицами, в том числе с премьер-министром России Дмитрием Медведевым. Между тем, ее присутствие в Сочи обусловлено необходимостью обсудить более серьезные темы, касающиеся отношений между Россией и Норвегией, в том числе вопрос о прогрессе в разработке углеводородных и рыбных ресурсов Арктики, а также вопрос о расширении сотрудничества между государственными энергетическими компаниями России и Норвегии. Подчеркивая важность тесного российско-итальянского взаимодействия в энергетическом секторе, премьер-министр Италии Энрико Летта (Enrico Letta) также приехал на церемонию открытия Олимпийских игр и провел переговоры с Путиным. Хотя Летта, подобно Солберг, пообещал поднять тему защиты прав человека во время переговоров, его критики пишут, что «желание Летты заключить многомиллиардные энергетические сделки с российским президентов Владимиром Путиным означает, что любая критика, вероятнее всего, окажется весьма сдержанной».

Третья группа состоит из лидеров постсоветских государств, включая президента Украины Виктора Януковича, президента Молдовы, который успешно завершила процесс подписания договора об ассоциации с Евросоюзом, а также лидеров Армении, Казахстана, Азербайджана и других государств Средней Азии. На самом деле в Сочи приехали высокопоставленные представители всех бывших республик Советского Союза, кроме лидера Грузии. То, что все эти лидеры собрались в Сочи, несет в себе некое символическое значение. Реконструкция Сочи в преддверии Олимпийских игр свидетельствует о том, что путинский «Евразийский союз сможет затмить собой иллюзорную привлекательность Евросоюза для большинства постсоветских государств Евразии».

Для постсоветских государств Олимпийские игры в Сочи также стали важным политическим флюгером. Наблюдая за осторожной и непоследовательной реакцией западного мира на события на Украине, региональные лидеры пришли к выводу о том, что, несмотря на все разговоры, евроатлантический мир не собирается тратить время, энергию и ресурсы на обновление политических и экономических реалий евразийского пространства. Даже президент Афганистана Хамид Карзай, чей срок полномочий подходит к концу, приехал на Олимпийские игры: учитывая очевидное желание США и НАТО уйти из Афганистана после 2014 года, даже если соглашение о статусе вооруженных сил будет подписано, его лидер хорошо понимает, что сейчас ему необходимо укрепить отношения с его северными евразийскими соседями.

В последнюю категорию, разумеется, попадают выдающиеся лидеры незападных государств. Помимо Си и Абэ, здесь стоит выделить премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. В их присутствии на Играх заключен молчаливый упрек западным лидерам, которые пытаются навязывать им некие универсальные стандарты. Кроме того, их приезд на Игры подчеркивает их убежденность в том, что совместное с Россией следование конкретным геополитическим и геоэкономическим целям служит интересам их стран, и что — как в случае с либеральной демократией Японии — необходимо отделять продвижение программы защиты прав человека от дипломатической программы страны в целом. Высказывание Путина о том, что «нужно уважать право любого меньшинства на отличие, но и право большинства не должно быть поставлено под сомнение», находит отклик у ряда лидеров, в частности Эрдогана и Абэ, которые тоже неоднократно сталкивались с критикой в связи со своей более националистической внутренней политикой. 

После того как в прошлом году Обама пропустил Восточноазиатский саммит, его решение не ехать на Олимпийские игры в Сочи снова дало Путину шанс провести важные встречи с ключевыми мировыми лидерами, не играя при этом вторую скрипку при американском президенте. Если самолюбие Путина и пострадало, то национальным интересам России не было нанесено никакого вреда.

 

Николас Гвоздев — бывший редактор издания National Interest, а ныне внешнеполитический комментатор в печатной прессе и на телевидении. В настоящее время он является профессором военно-морского колледжа США (U.S. Naval War College), специализирующимся на вопросах национальной безопасности. Изложенные в статье взгляды принадлежат только автору и не отражают точку зрения военно-морских сил или правительства США.