«Мы познаем ценность воды, лишь когда колодец пересыхает»
– Бенджамин Франклин
«Вода – любопытная вещь, – указал экономист Адам Смит в своей книге «Богатство народов», – Хотя она является жизненно важной для жизни, она почти ничего не стоит, в то время как алмазы, которые бесполезны для выживания, стоят целое состояние». На фоне трагедии ресурсов общего пользования и по справедливому замечанию канадского журналиста, пишущего на природоохранные темы, Марка де Вилье, вода по-прежнему остается недооцененной, хотя быстро становится драгоценной. Парадокс сравнения ценности воды с ценностью алмаза, как бы ни был он очевиден, не вынуждает мир измениться, и дело идет к тому, что мы скоро останемся без воды. Люди почти во всех странах мира с быстрорастущей экономикой уже сталкиваются с серьезным водным кризисом.
Соответственно, продовольственная безопасность превращается в сложную дилемму из-за ограничения водных ресурсов, которое в значительной степени объясняется нецелевом использовании этого ресурса людьми во всем мире – будь то в Китае, США, Европе, странах Восточно-Европейского блока, Африке, Центральной Азии, в дельтах Инда или Нила. Хотя Пакистан и не является исключением среди стран, известных плохим управлением, он является сегодня наиболее выдающейся страной, где проблемой воды занимаются совсем плохо или не занимаются вообще.
Юджин Стахив из Инженерного корпуса Армии США (основанного покойным президентом Томасом Джефферсоном в 1775 году для управления дождевыми и паводковыми водами с целью использования их в быту и растениеводстве) считает, что большинство исследований о воде, проведенных современными учеными, не имеют отношения к принятию практических решений, но они, тем не менее, подчеркивают важность политической воли и поддержки общественности с целью решить проблему.
Университеты США с недавнего времени стали включать тему воды в учебные программы, так в 2011 году Университет Пенсильвании (г. Филадельфия) посвятил весь год исследованию и дискуссиям по проблемам воды и дал определённые задания по этой теме своим факультетам и подразделениям, в том числе всемирно известной Уортонской школе бизнеса (Wharton school of business). Мичиганский университет последовал этому примеру, проведя «водный семестр» весной того же года.
Следует отметить, что очистка реки Каяхога в Кливленде, США (покрытая нефтью и пузырьками растворенных газов река начала гореть 22 июня 1969 года: вспыхнула нефть на поверхности реки и воспламенились многочисленные синтетические и древесные обломки; восстановление реки заняло десятилетия – прим. переводчика), является свидетельством успеха государственно-частного партнерства в преодолении водного кризиса.
Партнерство в управлении водными ресурсами между городским советом города Уогга-Уогга (который называют мировым умным городом воды) и Университетом Чарльза Стюрта в Австралии – может быть приведено в качестве другого примера действий, направленных в академической среде на создание модели для решения реальных проблем. Этот университет (там обучается 36 тысяч студентов) сосредоточен на изучении управления вторичным использованием очищенных сточных вод и борьбой с засоленностью почв, проведением водных фестивалей, международных семинаров, выставок и различных образовательных мероприятий, и его примеру следуют другие научные учреждения этой страны.
Согласно межправительственной рабочей группе экспертов по изменению климата, а также Индексу глобальной оценки климатических рисков, разработанному аналитической группой Germanwatch, Пакистан сейчас находится среди самых уязвимых к изменению климата стран, ситуация в которых требует принятия незамедлительных превентивных мер. Потери для национальной экономики – сельского хозяйства, транспорта, энергетики, охраны окружающей среды, лесного хозяйства и водоснабжения только в 2010-2011 годах составили порядка 324,5 миллиардов пакистанских рупий (105 рупий = 1 доллар США), что намного превысило потери от цунами в 2004 году.
В Пакистане давно назрела необходимость строительства крупных плотин для хранения воды, таких, как проектируемая Калабах Дам, и страна сталкивается с острой нехваткой воды. Проект Калабах Дам, технико-экономическое обоснование которого заняло десятилетия и потребовало огромных затрат государственных средств, сможет в итоге всего лишь гарантировать наличие воды в тех районах, где её уровень опасно падает. Необходимость сооружения малых плотин для хранения паводковой и дождевой воды, чтобы остановить опасность засух, также подчеркивалась специалистами водного хозяйства Пакистана.
Индия в настоящее время ведет строительство порядка 35 гидроэлектростанций на реке Ченаб и ещё нескольких на реках Джелам и Синд, что позволит снизить поверхностный склоновый сток в стране дополнительно на 33-35 миллионов акрофутов (акрофут – количество воды, покрывающей площадь в 1 акр земли на глубину 1 фут – прим. переводчика) ежегодно.
С другой стороны, нерациональная практика откачки подземных вод в регионе, включая Пакистан, представляет серьезную угрозу водоснабжения для питьевого использования и пищевой промышленности, а верхний горизонт грунтовых вод в регионе резко опускается – со скоростью 20 сантиметр в год. В Пакистане с населением в 180 миллионов человек наличие воды в пересчете на одного человека уже снизилось примерно с 5000 кубических метров в 1947 году, когда население страны составляло 32 миллиона человек, до 1000 кубических метров на человека в настоящее время.
Сегодня около двух миллиардов людей зависят от водоносных горизонтов земли как единственного источника пресной воды (ЮНЕСКО, 2009). Спрос на воду толкает население в некоторых частях мира к разработке глубинных горизонтов воды, на образование которых ушли миллионы лет.
Саудовская Аравия, которая уже потеряла более половины своих водоносных горизонтов из-за использования на орошение, теперь опресняет морскую воду для питья. Несомненно, жители пустынь знают цену воды. Заказы на заключение контрактов для изучения глубинных водоносных горизонтов Сахары в поисках воды, предложенные в свое время покойным полковником Каддафи в Ливии, являются хорошим примером.
Питьевая вода признана ВОЗ в качестве одного из основных прав человека (В ноябре 2002 года Комитет по экономическим, социальным и культурным правам ООН подтвердил, что доступ к достаточным количествам чистой воды для личных и бытовых нужд является одним из основополагающих общечеловеческих прав каждого человека – прим. переводчика). Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил недавно, что 700 миллионов человек в 43 странах мира страдали от нехватки воды и их число может вырасти до 3 миллиардов к 2025 году. Однако, согласно Министерской конференции по водной безопасности в ХХI веке, которая состоялась в Гааге в 2000 году, мир переживает серьезный кризис водных ресурсов, и этот кризис вызван плохим управлением водными ресурсами, что вынуждает одинаково страдать и миллиарды людей, и окружающую среду.
Автор – экс-директор Национального исследовательского института сельского хозяйства и биологии в г. Фейсалабад (Пакистан), бывший профессор экологии и бывший член Нью-Йоркской академии наук (США).