Мы можем быть удовлетворены тем, что в недавно опубликованной организацией «Репортеры без границ» (основана в Париже в 1985 году) таблице рейтинга свободы прессы Латвия поднялась немного выше и помещена на 37-е место из 180 стран. Но мы можем также констатировать, что по-прежнему отстаем от Литвы, а в особенности от Эстонии. Такие рейтинги, разумеется, условные, однако они отражают определенные закономерности, и их должны принять во внимание, в том числе и наши правящие политики, которые заговорили о необходимости «упорядочить медиа-пространство Латвии». Им следовало бы, к примеру, задать себе вопрос о распространяемом на этом пространстве содержании «пакета» ТВ-каналов, которое в большей мере создается в России - в государстве, постоянно находящемся в рейтинге свободы прессы в середине второй сотни и занявшем в этом году 148-е место.
Хотелось бы посоветовать также прочесть соответствующий раздел комментария организации «Репортеры без границ»: «Хотя Россия и не опустилась в оценке еще ниже, то единственно благодаря сопротивлению и настойчивости своего гражданского общества. В действительности учреждения власти с каждым днем усиливают репрессивную тенденцию, которая обозначилась с возвращением Владимира Путина в Кремль в 2012 году, и экспортируют эту модель по всему бывшему Советскому Союзу (…) Москва также использует инстанции ООН и региональные объединения - такие, как Шанхайская организация сотрудничества, для подрыва международных стандартов в сфере свободы информации».
В рамках такой политики работают и российские телеканалы, которым Латвия щедро предоставляет свое информационное пространство. Многие, в том числе и в Латвии, при посредничестве этих каналов смотрят на мир вообще и на Балтию в частности и видят не реальность, а сфабрикованную картину - точно так же, как трансляцию церемонии открытия Олимпиады в Сочи, когда российские телезрители увидели, что загорелось пять олимпийских колец, хотя в действительности из-за сбоя загорелось только четыре. Символичная мелочь. Когда-то в Советском Союзе на предназначенных для тиражирования фотоснимков затушевывались нежелательные детали или ставшие нежелательными лица…
Возможно, свобода прессы не самый важный показатель, но в Латвии в предлагаемом «пакете» телеканалов удельный вес политики Кремля настолько велик, что эти так называемые аудиовизуальные услуги, скорее, можно назвать медвежьей услугой. В свою очередь, упомянутое «Репортерами» придавленное российское гражданское общество не появляется на ТВ-экранах Латвии, где Россию в основном олицетворяют представители тамошнего шоу-бизнеса. Тем временем, в интеллектуальных кругах Москвы в настоящее время проходят интересные дискуссии, к примеру, об истории СССР, которые довольно широко отражаются в Западной Европе. Но, может быть, именно Латвии, готовящейся отметить круглый юбилей «Балтийского пути», неплохо было бы вспомнить поддержку московских демократов и демократической прессы, когда через несколько дней после акции балтийцев ЦК КПСС выступил с враждебным заявлением «О положении в республиках Прибалтики», а также помнить то, что после бойни в Вильнюсе 13 января 1991 года москвичи организовали демонстрацию протеста, которая, возможно, помогла также защитникам баррикад Риги. Общественное телевидение Латвии – а почему бы и не операторы кабельного телевидения – могли бы уделять больше внимания и времени гражданскому обществу России. В конце концов, культурная столица Европы – Рига – ближе к Москве, а не к Парижу…
Перевод: Лариса Дереча.