Киевский Майдан Незалежности, площадь Независимости, находится в 20 минутах ходьбы от того места, где я жила десять лет назад. Я тогда была аспиранткой и изучала историю взаимодействия региональных субкультур, особенно евреев, русских и украинцев. Исходя из того, что я читала об Украине 19-го и даже 20-го веков, я ожидала, что эти группы будут изолированы друг от друга, однако оказалось, что в независимой и стремительно модернизирующейся Украине они пересекаются.
Это была страна, в которой покойный актер Богдан Ступка очаровывал аудиторию, играя «Тевье-молочника» по-украински. В 2004 году, когда выборы, мошеннически «выигранные» Виктором Януковичем привели к оранжевой революции, мои друзья-украинцы выходили на площадь вместе с Борисом Наумовичем, 80-летним ветераном Красной армии, с которым я практиковалась в идише. Десятилетие спустя, столь же разнообразная коалиция три месяца подряд протестовала против Януковича, пока на прошлых выходных он не был свергнут с занятого им в 2010 году президентского поста (предположительно, он бежал в Крым).
На независимой Украине исторически не сочетавшиеся друг с другом этнические нарративы сливаются, способствуя космополитическому сосуществованию. Однако столкновения на украинских площадях исторически приводили к межнациональным конфликтам. В 1881 году убийство царя Александра II революционерами породило первую крупную волну еврейских погромов. Провалившаяся революция 1905 года привела к новой волне. Литература, посвященная украинской гражданской войне 1918-1921 годов, описывает, как революционные протесты перерастали в направленное против евреев насилие. Сразу же вспоминается булгаковская «Белая Гвардия», действие в которой происходит в 1918 году, и голос в толпе: «Тут бы сейчас на базар, да по жидовским лавкам ударить».
Судя по всему, союзники российского президента Владимира Путина с удовольствием разжигают старую вражду. Рассерженный министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал лидеров Майдана «вооруженными экстремистами» и обвинил их в направленных против полиции погромах. На выходных раввин киевской синагоги Хабада Моше Реувен Асман призвал евреев покинуть город и даже обратился к израильскому министру иностранных дел Авигдору Либерману - уроженцу Советского Союза - с просьбой о поддержке на случай, если начнутся нападения на евреев.
Владимиру Путину было бы удобно, если бы участников протестов, идущих всю зиму на киевском Майдане и на других украинских городских площадях, можно было бы скопом объявить ультраправыми, антисемитами и этнонационалистами и если бы можно было продемонстрировать, что на западе страны господствует враждебность к евреям. В таком случае он мог бы представить Россию гарантом безопасности украинских евреев на востоке. Прошу заметить: у баррикад в Киеве, действительно, висят портреты героя украинских националистов Степана Бандеры, националисты, действительно, участвуют в революции и на выходных одну из синагог на востоке Украины, действительно, забросали зажигательными бомбами. Однако по некоторым сведениям, изрядная часть уличного насилия была организована так называемыми титушками - бандитами, нанятыми, чтобы превратить мирный протест в насильственный, - а многие из погибших в прошлый четверг были убиты снайперами, стрелявшими в безоружных демонстрантов. Эскалация насилия на прошлой неделе дала России повод делать официальные заявления с призывами к лидерам «площади» «остановить кровопролитие в своей стране».
Читайте также: Бандиты правого толка перехватывают инициативу у либералов
Между тем, судя по рассказам активистов - как с востока, так и с запада Украины - вырисовывается, скорее, картина культурного разнообразия, чем насилия на национальной почве. На Майдане демонстранты протестовали не только против Януковича, но и против тех, кто хочет разделить страну на две части, что серьезно ослабило бы Украину и усилило российское имперское присутствие в регионе. Российский политолог Александр Дугин утверждал, что «Москва должна активно участвовать в реорганизации украинского пространства в соответствии с единственной логичной и естественной геополитической моделью». Губернатор восточной Харьковской области Михаил Добкин и мэр города Харькова Геннадий Кернес, присоединившиеся к российским сторонникам разделения Украины на восток и запад, - евреи по происхождению. Некоторые интернет-тролли высказывали в их адрес антисемитские оскорбления, но лидеры Майдана этого не делали.
Многие из организаторов протеста в разных украинских городах – еврейские интеллигенты: ученые, преподаватели, люди искусства самых разных возрастов. В понедельник Вадим Рабинович, президент Всеукраинского еврейского конгресса и владелец телеканала Jewish News 1, в своем заявлении охарактеризовал отношение участников протестов к еврейской общине как «толерантное и спокойное» и назвал все заявления о том, что это не так, провокациями. Многие известные евреи выступили в поддержку Майдана. Среди них были, в частности, олигарх Виктор Пинчук, журналист Виталий Портников и художник Александр Ройтбурд. Мой друг и коллега Анатолий Кержнер сообщил мне, что Майдан подчеркнуто включал в себя еврейские мероприятия: раввин одной из ортодоксальных синагог города Гиллель Коэн произнес молитву за мир, группа Pushkin Klezmer Band исполняла песни на идише, ученые читали лекции по истории украинских евреев.
Некоторые родившиеся на Украине евреи, эмигрировавшие в Израиль и отслужившие в израильской армии, вернулись в Киев, чтобы помочь протестующим своим военным опытом. «Этнический аспект в данном случае либо пока не важен, либо не важен вообще», - сказал мне мой друг Юрий Якубов, 30-летний харьковский дизайнер. Более того, многие израильтяне, некогда эмигрировавшие с Украины, высказались в поддержку Майдана. На YouTube появился 10-минутный видеоролик с искренними заявлениями израильтян-выходцев с Украины на русском и украинском языках в поддержку права Украины как независимой страны присоединиться к Европейскому Союзу. В другом ролике, посвященном израильскому митингу в поддержку Майдана, звучит украинский рэп про независимость.
Теперь, когда Янукович ушел, на кону стоит не сохранение воображаемой украинской этнической суверенности, а будущее многонациональной территории - страны, которая за последние два десятилетия сумела оформиться и признать сложности и противоречия прошлого. Это страна, история которой объединяет множество историй, в том числе еврейскую, украинскую, польскую, советскую, габсбургскую и османскую. Это страна, в которой вечером можно сесть на поезд в Киеве и утром выйти в габсбургских Черновцах, или в Одессе Екатерины Великой, или в промышленном Харькове. Когда Лавров, говоря о Майдане, вспоминает об истории погромов, он фактически признает, что до сих пор рассматривает Украину в традиции 19 века - как сателлит России, которая старалась держать меньшинства на окраинах империи и опасалась культурного разнообразия.
Украина – все еще новая страна, но ее граждане – особенно, молодые – считают культурное многообразие одним из ее главных достоинств. «Нам некуда уезжать, - заявил мне на прошлой неделе (после так называемого Кровавого четверга) Якубов по Skype из Харькова.- Нам придется сражаться за эту землю».