Аудиозапись телефонного разговора, который предположительно состоялся между премьер-министром Тайипом Эрдоганом и его сыном Билялем Эрдоганом, продолжает сотрясать Турцию. В распространенной в интернете беседе отец и сын, беспокоясь о возможной операции правоохранительных органов, обсуждают вопрос о том, как избавиться от крупной суммы наличных денег, спрятанных в доме политика. Данный инцидент вызвал реакцию всех кругов, и прежде всего политических.
По мнению заместителя председателя Республиканской народной партии Эрдогана Топрака, сам факт подобного разговора — «крайне пагубная ситуация для Турции». «Если бы такой инцидент произошел в стране, где правят закон и право, в течение суток он лишился бы своего кресла», — отметил парламентарий. «Ранее премьер-министр был весьма лоялен к детям министров, пойманным с поличным на взяточничестве и коррупции, — говорит Топрак, — поэтому турецкий премьер уже не столь убедителен». Депутат Партии мира и демократии от Диярбакыра Алтан Тан расценивает аудиозапись как «позор и полное фиаско власти». В другой стране подобный скандал закончился бы немедленной отставкой премьер-министра, при этом, если запись фальшивая, то были бы найдены и наказаны виновные, отмечает Тан, а установить достоверность записи можно «в течение 20 минут» в Совете по научно-техническим исследованиям Турции (TÜBİTAK). Как отмечает министр науки, промышленности и технологий Турции Фикри Ышык, при первом прослушивании переговоров «чувствовалось», что это монтаж: «Если премьер-министр потребует провести экспертизу, мы готовы это сделать».
Турция обсуждает звукозапись телефонных переговоров предположительно премьер-министра Эрдогана и его сына. Человек, представленный как турецкий премьер, позвонив Билялю Эрдогану, требует, чтобы он «избавился» от находящихся в доме наличных денег, источник происхождения которых неизвестен. Голос на записи поручает Билялю «позвонить дяде, шурину, брату» и найти, куда поместить деньги. Общая денежная сумма, о которой идет речь на записи, — 1 миллиард долларов. С тревогой за происходящим наблюдают не только представители властной оппозиции Турции, но и бывшие члены Партии справедливости и развития (ПСР).
Экс-министр иностранных дел и один из создателей ПСР Яшар Якыш выражает надежду на то, чтобы скандальная информация не подтвердится: «Никогда не пожелаю премьер-министру оказаться в такой ситуации. Слава богу, данная аудиозапись не выдерживает никакой критики, иначе это была бы удручающая ситуация». Вместе с тем Яшар Якыш отмечает свою обеспокоенность текущим состоянием дел ПСР: «Сегодня я не наблюдаю того энтузиазма, взгляда на события у наших нынешних коллег по партии. По сравнению с моментом, когда создавалась партия, текущая атмосфера разочаровывает».
Бывший депутат ПСР Мехмет Зекаи Озджан выражает уверенность в том, что разговор отца и сына действительно имел место: «Я лично беседовал с премьер-министром по телефону, я часто слышал его. Если говорить о данной аудиозаписи, я считаю, разговор премьер-министра имел место на самом деле. Но сама мысль об этом внушает страх. Это никак нельзя принять. Мне очень горько за нашу нацию. Молюсь, чтобы информация не подтвердилась, но, к сожалению, на мой взгляд, это похоже на правду».
Денгир Мир Мехмет Фырат: операция 17 декабря — это не попытка переворота
Как полагает экс-заместитель председателя ПСР Денгир Мир Мехмет Фырат, в случае если запись достоверна, это обернется тяжелой раной для демократии страны: «Я несколько раз прослушивал запись. Слава богу, это ложь, подумал я. Подобные обвинения в адрес премьер-министра Турецкой Республики — это неблагоприятная ситуация для страны в целом. Если информация об этом инциденте подтвердится, Турция очень скоро окажется в обстановке хаоса. Турецкая экономика будет непоправимо испорчена, демократия — тяжело травмирована». В то же время сложившаяся ситуация — это одновременно возможность для Турции стать еще более демократической, свободной, прозрачной. По мнению Фырата, некоторые государственные институты наделены неоспоримыми полномочиями, поэтому власти будет сложно выйти из данной ситуации: «Пострадает не только ПСР, но и Турция. Единственный выход — это только новый правильный путь к развитию правового государства». Денгир Мир Мехмет Фырат отмечает, что не поддерживает точку зрения, согласно которой антикоррупционное расследование 17 декабря — это попытка переворота и свержения действующей власти.
Премьер-министр проговорился. Это не монтаж
Как полагает экс-министр Фикри Саглар, премьер Эрдоган лично «проговорился», подтвердив, что эта аудиозапись не является монтажом. «Я не понаслышке знаком с такого рода записями телефонных переговоров после инцидента вокруг предпринимателя Коркмаза Йигита. Тогда при выяснении вопроса о том, является ли кассета с голосом бизнесмена монтажом, я вместе с независимыми экспертами провел весьма объемную работу. Я также слышал переговоры премьер-министра и его сына. Я обращался к экспертам. По их мнению, это не монтаж. Кроме того, невозможно, чтобы это был дубляж. А накануне премьер-министр и вовсе проговорился, сказав: „Они прослушивали криптофон“. Таким образом, он не отрицает самого факта, что такой телефонный разговор был? Сейчас из уст премьер-министра мы слышим такие категории, как „параллельная структура“, „банда“, „шантаж“. Вряд ли Турцию можно этим утешить. Премьер-министр должен документально доказать, что это ложь. Если переговоры реальны, ему следует оставить политику. Однако, помимо принесения извинений, премьер-министр должен рассчитаться», — отметил политик.
По мнению бывшего депутата Партии мира и демократии Уммета Кандогана, если премьер-министр утверждает, что звукозапись незаконна, то нужно обратиться в учреждения, где возможно проведение независимой экспертизы, и установить, монтаж ли это. Далее Кандоган продолжает: «Сегодня в Турции правит беззаконие. Правительство должно начать расследование. Как только появились эти записи, в Совете по научно-техническим исследованиям Турции начались увольнения. Если речь идет о монтаже, то доказательства этого можно легко получить в департаменте телекоммуникаций. Но, пока ничего этого не сделано, слова наподобие „монтаж“ не найдут никакого отклика в общественном мнении».
Реакции
«Я сокрушена, такого я не предполагала»
Колумнист газеты Bugün Назлы Ылыджак: «Нигде в мире (конечно, я говорю о свободных государствах) такая кассетная бомба не может замалчиваться. Разве ее можно замять словом „монтаж“? Я абсолютно сокрушена. Такого я не предполагала. Я не нахожу убедительной версию о монтаже. Данный вопрос должен быть представлен на рассмотрение Верховного Суда».
«Оппозиция должна выступить с предложением о парламентском расследовании»
Экс-министр юстиции Хикмет Сами Тюрк: «Я встретил эту новость с большой печалью. Премьер-министр Турецкой Республики не должен попадать в такую ситуацию. Это выглядит как знак, свидетельствующий об очень крупном коррупционном инциденте. Желаю, чтобы это было не так, но, судя по заявлениям, сделанным с технической точки зрения, эта запись беседы отца и сына реальна. Человек, оказавшийся в таком положении, не может оставаться премьер-министром Турецкой Республики. Необходимо расследование. Полагаю, что оппозиция должна выступить с предложением о парламентском расследовании. Сейчас в последнее время в Турции при проведении парламентского расследования существует такая практика, как составление парламентского протокола. На самом деле в этом нет необходимости. Согласно 100 статье Конституции, парламентское расследование в отношении премьер-министра и министров возбуждается по предложению хотя бы одной десятой всех членов Великого национального собрания Турции. Парламент должен рассмотреть этот вопрос в течение месяца и тайным голосованием принять решение. В случае решения о проведении расследования создается специализированная парламентская комиссия».
«Как тебе не стыдно»
Лидер Партии национального действия Девлет Бахчели: «Беззаконие, взяточничество не прекратились на четырех министрах и дошли до самого премьера. Если этого правда, какой же это позор! При каждом удобном случае премьер-министр говорит: «В саване нет карманов. Куда ты положишь доллары?»
Я слушал с большой печалью
Независимый депутат от Измира Эртугрул Гюнай: «Появление на повестке дня такого рода предположений о премьер-министре Турецкой Республике и его близком семейном окружении меня искренне огорчило. Говорят, что это монтаж, но, как бы то ни было, голос — это его голос».