Пока активисты украинской революции публично обсуждали, кто из них подходит, а кто не годится для постов высокопоставленных государственных чиновников, на окраинах Украины начались свои майданы. Здание парламента Крымской автономии заняли отряды «протестующих», а украинские внутренние войска окружили центр Симферополя.
Внимание мира сейчас обращено к Крымскому полуострову. Вопрос Крыма всегда был довольно болезненной проблемой в российско-украинских отношениях.
Российская империя отвоевала Крымский полуостров у Турции в 1774 году. Крымский полуостров расположен в стратегически важном месте, поэтому в 1783 в его лучшем естественном порту Севастополь начали создавать базу Российского военного флота. Из-за субтропического климата южной части Крыма российские императоры выбрали это место в качестве своей зимней резиденции. В то время и до конца 19-го века 90% всего населения Крыма составляли татары. В начале 20-го века в Крым в массовом порядке стали переселяться русские и представители других национальностей. Несмотря на то, что в начале 20-го века татары в Крыму уже были в меньшинстве, в 1918 году была основана, а после Гражданской войны создана Крымская (татарская) автономная социалистическая советская республика в составе Российской Федерации. Во время Второй мировой войны крымские татары были обвинены в сотрудничестве с немецкими захватчиками. В мае 1944 года в Среднюю Азию из Крыма были депортированы абсолютно все крымские татары. В июне 1944 года из Крыма в Среднюю Азию депортировали также всех армян, греков и болгар. До развала СССР татарам было запрещено селиться на родине. Вместо депортированных народов в Крыму были размещены украинцы и русские. В 1945 году Крым был преобразован из автономной республики в область Российской Федерации.
В свою очередь, в феврале 1954 года руководство Компартии СССР подарило Крымскую область Украине. Когда СССР развалился, определение статуса Крыма создавало угрозу локальной войны. В конце концов, было принято во внимание, что большинство жителей Крыма русские, а также были учтены российские военные интересы. Крым получил широкую автономию, а для Севастополя был установлен особый статус, и там по-прежнему базируется Черноморский военный флот России.
Это то обстоятельство, из-за которого Россия считает вопрос Крыма и Севастополя вопросом украинско-российского двустороннего договора, а не внутренним делом Украины.
Крымские события напоминают нечто похожее на антимайдан.
Во время киевской революции был определен принцип – те, кто занимают площадь у здания парламента или само здание парламента, могут диктовать условия демократически и законно избранному правительству. Лидеры народного восстания имеют право выдвигать ультиматумы, устанавливать, какие законы нужно принимать, кого из лидеров восстания назначать на соответствующие должности, кандидатуры министров до выдвижения утверждаются на майдане и т.д. К тому же, против восставшего народа нельзя применять оружие даже в том случае, если участники беспорядков используют огнестрельное оружие. Любой, кто стреляет или отдаст приказ стрелять в участников беспорядков (даже, если они вооружены), называется януковичем, объявляется в международный розыск и подлежит передаче Гаагскому трибуналу. Интересно, что против новой формы украинской демократии не выразили возражений ни США, ни ЕС, ни правительство и внешнеполитическое ведомство Латвии.
Теперь в столице Крыма вооруженные протестующие занимают здания парламента и правительства. Вместе с этим, к ним нужно применять те же стандарты, что и к участникам киевского майдана.
По сути, «участники восстания» в Симферополе провоцируют новое правительство Украины стрелять в протестующих. Если это произойдет, то Россия может потребовать таких же международных уголовно-правовых действий против нового правительства, как и против правительства Януковича.
Вполне возможно, что крымский антимайдан это ассиметричный ответ России на украинские события.
Перевод: Лариса Дереча.