Собеседник Первого Информационного - декан Высшей школы телевидения Московского государственного университета, известный российский политолог, журналист, член созданного в Ереване клуба «Грибоедов» Виталий Третьяков.
- Г-н Третьяков, мы все следим за развитием событий на Украине. По Вашей оценке, что происходит на Украине, и каким образом, по Вашему мнению, эта ситуация отразится на постсоветском пространстве, в том числе на интеграционных проектах, предпринятых Россией на этой территории?
- Украина в состоянии хаоса. В этой ситуации власть забирают либо самые сильные, при помощи ресурсов или политической воли, либо самые наглые. Конечно, необходимо получить вектор направленности от Вашингтона. Но если ты очень сильный и очень наглый, то сможешь обойтись и без этого. Есть также и третий вариант – напрямую внедренный человек из США, РФ, ЕС или из Китая. Китай в этой игре не участвует. Судя по всему, Россия сама себя исключила из игры. Из Москвы, в лице президента и премьер-министра, не звучат заявления по поводу украинской ситуации. Возможно, определенное заявление прозвучит сегодня, а сейчас ведется секретная работа. На данном этапе события на Украине ведут либо к установлению «демократической диктатуры» украинских националистов самого правого толка, либо (при соответствующей политической воле населения Востока и Юга) - к распаду страны. На данный момент Украина полностью потеряла национальный суверенитет. Но не исключено, что после окончания Олимпиады Путин еще скажет нечто, что ждут от него многие в России и почти все в южных и восточных областях Украины. Интеграционные инициативы России никуда не исчезнут. На Украину в ближайшее время никто и не рассчитывал. Но Минск, Алма-Ата и Москва, бесспорно, политически больше сплотятся. Это относится и к Таможенному союзу, внутри которого еще много противоречий – как экономических (эгоистических), так и политических.
- Вы утверждаете, что у России, в настоящее время, нет своей позиции, однако международники-эксперты утверждают, что Россия активно вмешалась в последние украинские события, так как стремится оторвать хотя бы кусочек Украины, для создания империи, так как Россия вместе с Украиной станет империей, а без Украины Россия просто большая страна. Согласны ли Вы с этим? И если да, то как считаете, станет ли успех российских программ долгосрочным достижением, или нет?
- Эксперты чаще всего говорят то, что им положено говорить. Первое. Пока Россия на Украине проиграла. И вмешивалась она куда менее активно, чем США или Евросоюз. Второе. Империями сегодня являются: США, Евросоюз, Китай и Россия ею остается. Империя - это просто один из типов большого многонационального государства. Конечно, Украина крайне важна России. Но и без Украины Россия останется Россией. Наконец, не надо забывать и замалчивать, что половина населения Украины – русские. Даже по официальной статистике – 8 миллионов. И в нынешнюю Украину входят русские земли Новороссии, Таврии. Словом, русских на русской земле на Украине слишком много, чтобы Россия могла этот фактор игнорировать. На мой взгляд, политика России по отношению к Украине была вялой, «маленькой», не очень умной и отражающей интересы лишь нескольких российских корпораций. Россия не просто большая страна, а великая держава по всем параметрам (начиная с исторического), хоть и ослабленная. Кто говорит, что Россия без Украины просто большая страна? Эксперты из каких государств? Если из США, например, то это просто конкуренты – потому так и говорят. Из Швеции, Польши - ну так эти страны - распавшиеся или неудавшиеся «когда-то великие державы». Их мнение по этому вопросу ничтожно по объективности.
- Г-н Третьяков, членство Армении в Таможенном союзе зависит от реализации самого союза, а в этом вопросе оценки довольно-таки пессимистичные. Вы тоже заметили, что между странами-членами ТС довольно много разногласий. Какие предпосылки для обратного Вы видите?
- Я много раз писал, что Россия, помимо многих иных ее качеств, исторически союзообразующее государство. В той или иной форме новый союз вокруг России возродится, что мы и наблюдаем. Несмотря на все «но». Резко ускорится этот процесс в момент начала распада Евросоюза, что произойдет примерно в 2017-20 гг.
- Армения довольно- таки драматично восприняла решение президента РА Сержа Саргсяна относительно вступления в ТС, и в результате обострились антироссийские настроения. Как Вы относитесь к этому, ведь для Армении членство в ТС не является наилучшим решением, учитывая отсутствие общих границ со странами ТС.
- Это дело больше ваше, чем наше. Границы общей у нас нет. Хотите зависеть от Турции или Ирана? Хотите окончательно потерять Нагорный Карабах? Думаете, что армянская диаспора в США своим влиянием перевесит зависимость США от Турции как от стратегического партнера в Черном и Средиземном морях? Думаете, что Армению США будут содержать как Грузию в противовес России? Но у Армении нет выхода к морю, как у Грузии, и нефти, как у Азербайджана. Словом, выбирайте сами.
- Г-н Третьяков, регион в сложной ситуации, продолжается молчаливое противостояние между ЕС и РФ, принося в жертву не столь влиятельные стран. Многие утверждают, что регион обречен на многовекторность, и это единственная жизнеспособная модель. Что Вы об этом думаете?
- Геополитически оптимальная модель на всем постсоветском пространстве – восстановление влияния России здесь как исторического геостратегического центра на этой территории. Евросоюз здесь вообще не причем. Какой еще Евросоюз? Что ему нужно на Кавказе? На Кавказе не может быть трех сил – только те, кто здесь живет (первая сила) и Россия, которая тоже здесь живет. Третья сила – Евросоюз со своими Альпами, Турция или США – это рано или поздно новая Кавказская война. Большая. Геостратегически нет никакого Восточного партнерства, а есть исторически сложившийся баланс сил на Кавказе под контролем России, которая и обеспечивает стабильность и безопасность в этом регионе. Восточное партнерство ведь не для Армении или Грузии создавалось, а для того, чтобы оторвать Армению, Грузию и других от России. Почему Россия должна с этим партнерством считаться? Не должна. Ну, а Армения пусть сама решает, кто будет больше и лучше учитывать ее интересы в исторической перспективе - поляки, озлобленные на Россию, Англия, выбитая в 19-ом и в 20-ом веках Россией с Кавказа, скандинавы? Евросоюз со все увеличивающимся мусульманским населением? Или все-таки Россия?