Накануне стало известно, что старшая дочь президента Узбекистана находящаяся под домашним арестом была избита силовиками Узбекистана, среди которых глава личной охраны президента страны. Судьба старшей дочери узбекского президента продолжает вызывать опасения экспертов. По некоторым данным, некогда влиятельная Гульнара Каримова посажена под домашний арест и находится под постоянным контролем силовых органов Узбекистана, которые даже применили к ней физическую силу. Аналитики говорят о том, что борьба за власть в стране обостряется, и уже перешла из стадии Твиттер-битвы в фазу реального передела власти.
Уже больше полумесяца находятся под домашним арестом Гульнара Каримова и ее 15 летняя дочь Иман, в то время как самый близкий круг некогда влиятельной дочери президента арестован и проходит по громким уголовным делам о коррупции, отмывании денег и превышении должностных полномочий. Сама же г-жа Каримова и ее дочь живут в квартире под неусыпным контролем спецслужб, сообщили источники в Ташкенте.
По некоторым данным у дочери узбекского лидера наметились проблемы со здоровьем, после чего она решила уехать из страны для лечения в Израиль. Но уже больше полугода Каримова стала практически невыездной, после обострения отношений с влиятельной структурой – Службой национальной безопасности. Разрешение на выезд Гугуша (творческий псевдоним Каримовой) решила получить у своего отца, с которым у нее стали налаживаться отношения. Однако после того как письмо с просьбой о выезде было отправлено, в ее квартиру ворвалась бригада силовики, возглавляемая начальником Службы безопасности президента Узбекистана (СБП) Муиджоном Тохирий и начальником оперативной части СБП Нодыром Валиевым.
Во время задержаний приближенных Каримовой, по сведениям местных журналистов гражданский муж дочери президента Рустам Мадумаров был сильно избит, она сама также получила несколько пощечин по лицу от силовиков. Как известно, в тот же день Генеральная прокуратура возбудила ряд уголовных дел против Рустама Мадумарова и женщины, которую называют правой рукой г-жи Каримовой Гаяне Авакян. Именно на ее имя была зарегистрирована таинственная оффшорная компания Takilant, которая по данным западной прессы занималась отмыванием денег, полученных от коррупционных связей г-жи Каримовой и сотового оператора TeliaSonera. Теперь Гугуша осталась без последнего оплота – ее ближнего круга, ее поместили в квартиру и отобрали все средства связи.
Как рассказал kursiv.kz на условиях анонимности источник в Ташкенте к Каримовой, которая сидит под арестом вместе со своей 15-летней дочерью никого не пускают, даже ее старшего сына Ислама. По сведениям местных журналистов вряд ли против нее, как против ее приближенных будут возбуждены уголовные дела, так как, несмотря на активные слухи о том, что президент потерял контроль над ситуацией в стране, он по-прежнему держит руку на пульсе. Причины опалы старшей дочери узбекского лидера эксперты видят в непрекращающейся борьбе на фоне назначенных на начало 2015 года президентских выборов. Также многие отмечают сложности внутри клана Каримовых.
Один из наиболее информированных людей о событиях в Узбекистане, главный редактор международного информационного агентства «Фергана» Даниил Кислов считает, что Ислам Каримов по-прежнему контролирует все процессы в стране. Но она медленно подходит к этапу транзита власти и возможной последующей дестабилизации.
«На мой взгляд, ни какого-то «клана Гульнары», ни противостоящего ей «клана силовиков» не существует. Нет на самом деле никакого более менее зримого разброда и шатания под сенью каримовской «вертикали власти», воздвигнутой двадцать лет назад. Все подчинено ему, по крайней мере, до тех пор, пока он, «дедушка», стоящий у кормила уже четверть века, жив и здоров. В последнем же обстоятельстве сомневаться не приходится: посмотрите, каким он был бодрячком на трибуне в Сочи. Вседозволенность и, мягко говоря, финансовая нечистоплотность дочери президента выставила Узбекистан в самом невыгодном за многие годы свете, привела страну к самому жестокому позору, а любому иностранному инвестору привила стойкое нежелание ступать на грешную узбекскую землю. Может быть, Каримов осознал это все сам. А может быть, в окружении президента нашлись люди, которые сами давно мечтали свести с Гульнарой счеты. Улучив подходящий момент, они просто подтолкнули «папу» к решающим действиям. Демонстрируя сегодня, что он не дает спуску даже собственным детям, Ислам Каримов проявляет себя как настоящий «патриот» и человек «с государственным мышлением», а не только как ранее хорошо известный деспот и автократ. Показывает, что ради имиджа и интересов государства он готов приструнить даже дочь, которой еще совсем недавно сам дарил все возможные преференции», - считает Даниил Кислов.
А вот известный узбекский политэмигрант, живущая в Германии редактор независимой интернет-службы Галима Бухарбаева напротив убеждена, что арест и избиение г-жи Каримовой стало возможно только благодаря тому, что у силовиков развязаны руки и президент Каримов превратился в «свадебного генерала». Он уже не тот информированный лидер, который мог самостоятельно принимать решения. К тому же его ограничивают от источников информации.
«Самое интересное – ее, Гульнару, ненавидят больше, чем ее отца, породившего на свет не только Гульнару, но и всю систему, которая за 25 лет заставила деградировать Узбекистан до феодализма с чертами рабовладельческого строя, а идеологией своей клики провозгласила примитивное - воруй и насилуй, насилуй и воруй. Но предмет ненависти неожиданно пал, и произошло это очень стремительно. Гульнара избита и заточена в неизвестном месте», - говорит Бухарбаева.
Политолог Курбан Ювшанов отметил, что изоляция и возможное применение физической силы к Гульнаре Каримовой все-таки больше свидетельствует о ее реальном низложении, чем о сложной комбинации силовиков и президента по отмыванию имиджа. Он считает, что страну готовят либо к тихому военному перевороту, во главе которого будут стоять силовые органы, либо к длительной войне за власть, с возможными силовыми операциями. Все зависит от поведения главных действующих лиц и непосредственно Гульнары Каримовой.
«Уже в конце этого года в Узбекистане должны пройти парламентские выборы, но местная пресса практически не сообщает о них. Потому что могут быть различные варианты, и старые подконтрольные Исламу Каримову партии могут сойти со сцены, и быть заменены на новые, подконтрольные уже силовым органам. Остался примерно год до президентских выборов, и пока мы не слышали принципиального согласия г-на Каримова на участие в них, к тому же по всем нормам он не может в них участвовать, так как уже находится на посту два срока подряд. Таким образом, нейтрализация Каримовой и приход к власти силовиков кажется наиболее вероятным исходом узбекской драмы. Другое дело, что сменив нынешний авторитарный режим на более жесткий режим силовых органов сами граждане Узбекистана не получат ничего хорошего», - считает Ювшанов.
Однако Даниил Кислов настаивает на том, что «стоп-сигнал» для гугушиных махинаций — это, прежде всего, сигнал западным партнерам, весточка о том, что президент в силе, и с ним еще можно договариваться. Это сигнал и для «внутреннего пользования. Пусть все знают, какой он справедливый, но строгий отец. Отец Гульнары и «отец» нации.
«Гульнара постепенно уйдет в тень. Выступать на международных мероприятиях станет поменьше, ездить по миру и светиться на крутых дефиле пореже. Со временем никто уже не будет обращать внимание на ее твиттер. А когда ее папа отправится в мир иной, о ней и вовсе забудут. Ведь без своего отца - без его милосердия или без его гнева - она ничего из себя, не представляла и не представляет», - полагает Кислов.
Источники Kursiv.kz в Ташкенте сообщают, что люди через альтернативные источники информации узнали о судьбе г-жи Каримовой и ее заточении и о том, что к ней была применена физическая сила. Все боле заметно усиленные патрули полицейских, но в целом обстановка остается спокойной, а еще большее число людей в форме местные журналисты объяснили реакцией на Майдан.
«Судьба Гульнары интересует Россию, Запад, партнеров Узбекистана по СНГ – так как для них это тревожный сигнал. Одно дело война в Твиттере, другое дело реальное заключение. Ведь Каримова воспринималась как признак стабильности режима Ислама Каримова, поэтому партнеры Узбекистана сейчас находятся в недоумении. Но судьба Каримовой не интересует самих узбекистанцев, ее по-прежнему считают самым ненавидимым человеком в стране», - сказал на условиях анонимности репортер из Ташкента.