Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

90-я годовщина одной мечты

© CC0 / Public Domain Library of CongressПортрет последнего халифа Абдюлмецида хана II в Османской империи
Портрет последнего халифа Абдюлмецида хана II в Османской империи
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Текущая неделя ознаменована 90-й годовщиной одного события, послужившего поводом для активных дискуссий: это годовщина упразднения халифата. 3 марта 1924 года Великое национальное собрание Турции ликвидировало халифат, передав в национальное достояние «собственность короны» и изгнав представителей династии их страны. Но сегодня, спустя почти век, ностальгия заставляет людей вновь думать о халифате.

Текущая неделя ознаменована 90-й годовщиной одного события, послужившего поводом для активных дискуссий, которые в последние годы в Турции приобретают все большую интенсивность: годовщина упразднения халифата.

С принятием 3 марта 1924 года закона под номером 431 Великое национальное собрание Турции ликвидировало халифат, передав в национальное достояние все принадлежавшее султанам недвижимое имущество и дворцы, а также «личные доходы и имущество султана», то есть «собственность короны». В тот же вечер последний халиф Абдул-Меджид II вместе со своей семьей был выдворен за пределы Турции. В течение последующих десяти дней из Турции были высланы все представители османской династии. Разрешение вернуться на родину женщины получили спустя 28 лет, мужчины — только через 50 лет.

С тех пор прошел почти век, и, хотя споры о «династии» и «монархии» в Турции не возникали, вопрос халифата всегда поднимался определенными группами. Слова ностальгии, которые в первые годы создания республики звучали лишь в узких кругах, в последние 15-20 лет стали произноситься во весь голос и на более широких площадках. Сегодня же налицо множество всевозможных мечтаний: начиная с идеи о том, что институтом халифата повелевает ислам, и заканчивая представлениями о форме возрождения этого института и лицах, обладающих компетенцией, достаточной для того, чтобы его возглавить.

Наши мусульманские враги

В имперский период Турция только однажды использовала институт халифата, когда вступила в Первую мировую войну; как «халиф правоверных» султан того времени Мехмед V Решад объявил «джихад». Результат известен: фетва о джихаде (фетва — решение по какому-либо вопросу в исламе, основанное на принципах ислама и прецедентах мусульманской юридической практики — прим.пер.) не возымела должного эффекта в исламском мире, за исключением нескольких небольших групп в Индии и Африке; союзники, с которым мы воевали, отправляли на фронт солдат, собираемых из мусульманских колоний, и в Чанаккале, Басре и еще на нескольких фронтах мы воевали с мусульманскими «врагами». Даже в Стамбуле, который после заключения перемирия подвергся оккупации, ряд крупнейших бесславных поступков — на совести мусульманских солдат, доставленных из Сенегала французами!

Институт халифата в прошлом был основан на трех принципах: «государство», «меч» и «присяга на верность», то есть «быть во главе государства», «обладать силой» и «быть признанным суннитским миром» — декларация верности халифату при его признании и одобрении.

Вслед за упразднением Турцией халифата в марте 1924 года во всех уголках исламского мира один за другим созывались конгрессы, проводились собрания, нацеленные на то, чтобы попытаться воссоздать халифат в какой-либо другой точке земного шара. Несмотря на то, что вопрос многократно обсуждался, результат всегда оставался нулевым. Никак не удавалось прийти к договоренности по вопросу о том, кто должен возглавить халифат, в действительности символизирующий «султанат». Именно из-за дискуссий о «присяге на верность» и повиновении мечтам никак не удавалось стать явью.

Очень важное издание

Обложка книги Demystifying the Caliphate


Здесь вы можете наблюдать обложку очень важной коллективной работы, несколько месяцев назад опубликованной в Индии. Эксперты, которые подходят к проблеме халифата не «эмоционально», а с «научных» позиций, в своих статьях описывают, как сегодня исламский мир смотрит на эту проблему, и приводят удивительные примеры.

В частности, эта книга проливает свет на то, как индийские мусульмане, которые были в числе исламских групп, в наибольшей степени выступавших против упразднения халифата, изменили свое отношение к этому вопросу; почему саудиты рассматривали османский халифат как «империалистическое средство». Вместе с тем вы можете узнать о дискуссиях египетских улемов (признанные и авторитетные знатоки теоретических и практических сторон ислама — прим.пер.) в форме «халифату не место в религии» и даже о существовании телесериалов, подготовленных на эту тему в арабских государствах, о которых мы не имели ни малейшего представления. И некоторые из тех, кто многие годы видит сны о халифате, возможно, смогут пробудиться ото сна.