Крымский полуостров является домом Черноморского флота России, благодаря которому осуществляется военное присутствие РФ в Средиземноморье.
Большую часть населения Крыма составляют этнические русские, четверть – этнические украинцы, и около 12 процентов – крымские татары.
Крым был частью России, пока в 1954 году советский лидер Никита Хрущев не передал полуостров Украине – в то время одной из республик СССР.
Сын Никиты Хрущева Сергей объясняет решение своего отца экономическими и сельскохозяйственными причинами, а именно строительством гидроэлектростанции на Днепре для водоснабжения южных регионов Украины, а также Крыма.
«Гидроэлектростанция находится на территории Украины, а значит, давайте переведем остальную территорию Крыма под юрисдикцию Украины, которая и будет за все отвечать, – говорит Сергей Хрущев. – Так они и сделали. Это не было политическим решением, не было оно и идеологическим. Это было деловое решение».
По словам Хрущева, передача ответственности за такой большой проект одной из республик была логичным шагом.
«А теперь мы слышим спекуляции о том, что мой отец хотел удовлетворить украинскую демократию, что это был подарок его жене, моей матери, потому что она украинка. Все это не имеет ничего общего с реальностью. Проблема была экономического характера, а не политического», – сказал Хрущев.
Сегодня Крым находится под контролем российских вооруженных сил. Российские власти объясняют это стремлением защитить этнических русских, которые живут на полуострове. Запад же указывает на отсутствие доказательств того, что русским нужна защита. Госсекретарь США Джон Керри назвал действия России «неслыханным актом агрессии».
Отношения между Киевом и Москвой накалились в прошлом месяце, когда про-российский президент Виктор Янукович был отстранен от власти оппозицией, которая выступает за более тесные связи с Европейским Союзом. В результате столкновений погибли более 80 человек, а Янукович сбежал в Россию.
По мнению Хрущева, нельзя проводить параллели между тем, что происходит в Крыму и российско-грузинской войной 2008 года.
«Тогда грузинский президент Михаил Саакашвили попытался силой восстановить контроль над этими двумя регионами (Абхазией и Южной Осетией – Г.А.), и они их атаковали, а Россия ответила. Это была война», – говорит Сергей Хрущев.
Теперь, говорит он, выстрелов в Крыму нет.
«Я надеюсь, что выстрелов мы не услышим, потому что это не выгодно никому, – рассуждает Хрущев. – Украинские военнослужащие, которые проходят службу в Крыму, – крымчане – и они не хотят начинать войну, потому что это противоречит интересам их собственного народа и их страны. Мне кажется, что русские тоже не хотят воевать. Зачем им это?»
Заглядывая в будущее, Сергей Хрущев говорит, что переход Крыма под российское управление – не выход из ситуации, и он надеется, что этого не произойдет. «Я от Путина никогда не слышал, чтобы он этого хотел», – сказал он в заключение.
Однако законодатели в Крыму назначили референдум по вопросу присоединения к России на 16 марта. Это решение приведет к еще большей эскалации напряженности.