Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Антисемитизм — инструмент запугивания русских в Крыму

Украинское еврейское сообщество разделилось на тех, кто встал на сторону Москвы, и тех, кто поддерживает революцию в Киеве

© РИА Новости Валерий Левитин / Перейти в фотобанкПосетители на открытие Еврейского музея и центра толерантности (JMTC)
Посетители на открытие Еврейского музея и центра толерантности (JMTC)
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российские государственные СМИ, к которым прислушиваются многие русскоязычные украинцы, уделили пристальное внимание связям нового правительства с историческими течениями экстремизма и национализма. Поэтому многих украинцев сейчас волнует вопрос: чему верить — тому, что они видят на улицах, слухам, которые их окружают, или тому, что им говорят с телеэкранов?

Помните шутку: задайте двум евреям один вопрос, и вы получите три разных ответа. Это старая шутка, но она довольно точно иллюстрирует реакцию еврейского сообщества Украины на кризис правительства, произошедший в феврале. И это понятно: сейчас жизнь украинских евреев, как и всех остальных граждан страны, стала чрезвычайно сложной.

Новое правительство в Киеве, за которым стоит движение Майдана, дает множество обещаний и пользуется поддержкой народа, однако некоторые наблюдатели, как на Украине, так и за ее границами, настаивают на том, что члены конгломерата группировок, сместивших президента Виктора Януковича и теперь управляющих страной, на самом деле являются сторонниками превосходства этнических украинцев и антисемитами. Российский президент Владимир Путин воспользовался всеобщей обеспокоенностью в связи с возможным насилием по отношению к украинским евреям и попытался внушить идею о том, что революция на Украине представляет собой опасность для жизни и благосостояния всех меньшинств. Российские государственные СМИ, к которым прислушиваются многие русскоязычные украинцы, уделили пристальное внимание связям нового правительства с историческими течениями экстремизма и национализма. Поэтому многих украинцев сейчас волнует вопрос: чему им верить — тому, что они видят на улицах, слухам, которые их окружают, или тому, что им говорят с телеэкранов? Чему и кому им верить?

Обвинения в яром антисемитизме внесли разлад в еврейское сообщество Украины, численность которого немного превышает 100 тысяч человек. В последние две недели главы сообществ и раввины начали выбирать, какую из двух сторон набирающего обороты конфликта им стоит занять — что стало скорее причиной еще большего замешательства, чем способом его избежать. 

В тот день, когда пророссийский президент страны Виктор Янукович лишился своего поста, Моше Реувен Асман (Moshe Reuven Azman), главный раввин в Киеве, обратился к своим прихожанам с советом покинуть город из-за «постоянных предупреждений о готовящихся нападениях на еврейские институты». Его предупреждения были подкреплены недавним нападением на синагогу в Запорожье, городе на юго-востоке Украины, и появлением граффити на реформистской синагоге в крымском городе Симферополе. Однако, как известно, Кремль использует обвинения в антисемитизме в своих собственных политических целях, и многие украинцы считают, что Асман просто следует указке Москвы, отмечая тесные связи главного раввина России Берла Лазара (Berel Lazar) с Путиным.

Этой точки зрения придерживается главный раввин Украины Яков Дов Блайх (Yaakov Dov Bleich), который на этой неделе назвал нападения на украинских евреев «провокациями», совершенными не неонацистами, а сторонниками России. «Мы считаем, что россияне хотят оправдать свое вторжение на Украину», — заявил Блайх во вторник, 4 марта. Он отметил, что на российских государственных телеканалах было показано множество репортажей о бандеровцах — последователях героя украинских националистов Степана Бандеры, который сотрудничал с нацистами во время Второй мировой войны — совершающих нападения на синагоги. «Ничего такого не происходит, — настаивал он. — Сейчас кто угодно может переодеться в украинского националиста и начать нападать на евреев». 

На этой неделе влиятельные члены еврейского сообщества Украины выступили с открытым письмом Владимиру Путину, в котором они опровергли обвинения в насилии, направленном против евреев и других меньшинств: «Да, мы знаем, что политическая оппозиция и силы общественного протеста, добившиеся позитивных изменений в исполнительной власти страны, состоят из разных групп. Среди них есть и националистические, однако даже самые маргинальные из них не позволяют себе демонстрировать антисемитизм или иные формы ксенофобии. И мы точно знаем, что наши немногочисленные националисты находятся под жестким контролем гражданского общества и новой власти Украины, чего не скажешь о российских неонацистах, которые поощряются Вашими спецслужбами».

Кроме того, евреи и представители других меньшинств широко представлены в новом правительстве страны. Олигарх Игорь Коломойский, который является одним из наиболее известных членов украинского еврейского сообщества, только что был назначен губернатором Днепропетровской области. Владимир Гройсман, молодой, многообещающий политик, у которого множество родственников сейчас живут в Израиле, поднялся с поста мэра города Винница до должности вице-премьера по вопросам регионального развития. Действующий президент Александр Турчинов является проповедником евангельско-баптистской церкви, а министр внутренних дел Арсен Аваков имеет армянские корни. В составе нового кабинета есть даже несколько этнических русских. Однако украинская пресса редко упоминает о религиозных и этнических корнях этих людей.

На киевской Площади независимости было множество представителей украинских этнических меньшинств, которых, по словам Тимоти Снайдера (Timothy Snyder), вдохновлял один мусульманский журналист, родившийся в Афганистане. Протестующие на Майдане создали отдельный «еврейский отряд» сил самообороны. А среди погибших на Майдане были армяне, грузины, евреи и даже один белорус. 

 

* * *

 

Непрекращающиеся разговоры об этнических, лингвистических и культурных отличиях, как пишет украинская фотожурналистка Майя Михалюк, направлены на то, чтобы «убедить украинцев в том, что страна раздроблена и что самый безопасный план действий для русскоязычных областей — это выйти из состава Украины и войти в состав России». Разумеется, это далеко не всегда справедливо в отношении нерусских людей, проживающих в русскоязычных областях страны: к примеру, в Крыму, который уже заняли российские войска, тюркоязычные крымские татары, исповедующие ислам, встали на сторону украинских властей в Киеве, опасаясь того, что, если они окажутся под контролем России, их будут преследовать так же, как их преследовали в советские времена.

Хотя многие на Украине считают, что враждебный настрой украинцев по отношению к русским (а также евреям, армянам и так далее) действительно имеет место, другие решительно выступают против того, что, с их точки зрения, является масштабной дезинформационной кампанией со стороны России. Группа украинских журналистов и студентов журналистских факультетов недавно создали русскоязычный сайт stopfake.org, чтобы выступить против ложных обвинений и подкрепить заявления российского президента, подобные следующему: «Мы видим разгул неонацистов, националистов, антисемитов, который сейчас происходит в некоторых частях Украины, в том числе в Киеве».

Эти силы действительно существуют, и риторика ультраправых националистических группировок, таких как Правый сектор и политическая партия «Свобода», вызывает чрезвычайно серьезное беспокойство. Однако несмотря на то, что популярность партии «Свобода» за последние несколько лет выросла, число инцидентов на почве антисемитизма уменьшилось. На вопрос об акценте российской прессы на антисемитских инцидентах на Украине председатель Ваада Украины Иосиф Зисельс (Josef Zissels) ответил Эли Лейку (Eli Lake) из Daily Beast: «В России гораздо больше неонацистских группировок, чем на Украине».

Тем не менее, русские, проживающие в Крыму, которые прислушиваются в первую очередь к российским СМИ, испытывают ужас перед тем хаосом, который они наблюдали в Киеве в течение нескольких месяцев протестов, и не сомневаются в том, что украинские националисты настроены враждебно по отношению к ним. Они уверены в том, что Киев контролируют радикальные фашистские силы. И они благодарны силам «самообороны», которые пришли из России, чтобы защитить их — сама мобилизация стала частью информационной войны — потому что их убедили в том, что западные украинцы хотят заставить их говорить на украинском языке, а не на русском. 

В целом, это хорошо, когда одно меньшинство отождествляет свой опыт с опытом другого меньшинства. Однако объединение настолько раздробленной страны является чрезвычайно сложной задачей, особенно перед лицом внешнего вмешательства. То, как украинцы себя поведут и смогут ли они преодолеть свои разногласия — настоящие и вымышленные — определит то, как Украина будет двигаться дальше и сохранит ли она свою целостность.