Компьютерные игры, популярность которых сильно возросла в последнее время, подобны медали, которая имеет две стороны. Одна сторона — это положительные последствия игр, такие как рост творческого потенциала и укрепление умственных возможностей, а другая — формирование у человека привычки вести замкнутый образ жизни, а также возникновение поведенческих и нравственных отклонений.
Некоторое время тому назад директор Национального фонда компьютерных игр Ирана Бехруз Минаи сообщил, что в Исламской республике такими программами пользуются 20 миллионов человек, которые в своей массе тратят на них ежедневно 40 миллионов часов.
По его словам, средний возраст их пользователя в Иране составляет 16 лет, а начинают обычно увлекаться такими играми с восьми лет.
Компьютерные игры, которые сейчас проникли почти во все сферы жизни человека, стали в последнее время одним из видов проведения досуга детей, подростков, молодежи и даже взрослых людей. Эти игры, столь возбуждающие человеческие эмоции, в состоянии часами удерживать пользователя перед экраном монитора, перенося его из реального в вымышленный мир. Пребывая в иллюзиях, человек либо что-то приобретает, либо целиком отдается своим бескрайним фантазиям.
Компьютерные игры, как и другие творения человеческого разума, имеют противоположные качества. С одной стороны, их правильное использование приносит пользу, развивая внимание и помогая приобретать какие-то навыки. С другой стороны, злоупотребление ими иногда приводит к многочисленным проблемам. Если же речь идет о детях и подростках, то, учитывая слабость и ранимость их мозговой системы, такие проблемы могут сохраниться на всю жизнь.
Заместитель директора по коммуникациям Национального фонда компьютерных игр Мохаммад Али Сейед-Хоссейни в интервью корреспонденту аналитического отдела информационного агентства IRNA объяснил популярность данного вида увлечения. По его словам, одной из причин такой большой популярности этих игр в иранском обществе является то, что другие развлечения стоят гораздо дороже, поэтому многие семьи и делают выбор в пользу компьютера.
История развития компьютерных игр
Компьютерные игры — это особый вид развлечений, который работает при помощи электронного устройства, оборудованного микроконтроллером. Многие из них ввиду наличия движущегося изображения, демонстрируемого на экране телевизора или компьютерного монитора, принято называть видеоиграми.
Если обратиться к истории появления и развития компьютерных игр, то датой рождения этой крупной индустрии можно назвать 1958 год. Тогда компьютер считался чем-то специфическим и даже в некоторой степени предметом роскоши, доступ к которому имели лишь избранные. Самую первую компьютерную игру написал один из студентов американского Массачусетского технологического института. Называлась она «В космос» (Spaceward) и работала на компьютере модели PDP-1, которая по размерам напоминала автомобиль. По сюжету в ней сражались космические корабли и задачей игрока было уничтожить как можно больше единиц противника.
Вслед за этим в 1973 году американская компания Atary разработала очень незатейливую игру «Настольный теннис» (Pong), в которой перемещалось некоторое количество черных и белых прямоугольников, что не сильно способствовало развитию творческих способностей игрока.
В 1974 году игра «Танк» (Tank) стала первой программой, которая загружала графическую информацию в память устройства.
«Космические захватчики» (Space Invaders) была другой программой, разработанной в 1977 году японской компанией Taito и содержащей классические элементы компьютерных игр. В ней управление каким-то предметом или персонажем уже осуществлялось игроком, который при помощи этого должен был уничтожить противника.
Компьютерные игры развивают творческие способности или разрушают личность?
Компьютерная жизнь и связанные с ней эмоциональные переживания заставляют родителей с полным удовлетворением усаживать собственных детей одних на долгие часы на стул перед компьютером и ощущать самих себя на пике блаженства. Между тем они совершенно не понимают, что каждый день большое количество таких детей расплачиваются за это тем, что вместо общения с живыми людьми, близкими и друзьям они привязываются к полюбившимся персонажам из компьютерных игр.
Компьютер и компьютерные игры являют собой образец человеческого творчества и способностей в создании виртуального мира, который с каждым днем становится все более универсальным. Возможно, причина этой универсальности заключается в нехватки времени заниматься реальными исканиями или отсутствии возможностей для удовлетворения любопытства во внешнем мире.
Говоря о положительных и отрицательных сторонах компьютерных игр, заместитель директора Национального фонда компьютерных игр Сейед-Хоссейни утверждает, что подобное увлечение формирует специфические интеллектуальные и эмоциональные особенности детской психики.
По его словам, подвижные игры, в некоторых необходимо участие нескольких членов семьи, укрепляют между ними родственные отношения и создают здоровую конкуренцию, которая, в свою очередь, развивает дружеские связи и приносит радость.
Что же касается компьютерных игр, то Сейед-Хоссейни признает эффективными только некоторую их часть, отмечая при этом: «Многие игры ввиду своей ориентированности только на одного участника двукратно увеличивают в человеке желание удалиться от окружающих. Поэтому, чтобы погрузиться в мир компьютерной игры, пользователь отрывается от реальности и обрекает себя на изолированную жизнь».
В беседе с обозревателем IRNA социолог и университетский профессор Мохаммад Морад Баят считает одним из преимуществ компьютерных игр их соответствие требованиям новейшего времени и утверждает: «Мы живем в век информационных технологий и цифровом мире, поэтому знакомство детей и подростков с цифровым миром и современными технологиями само по себе отвечает условиям нашего времени, ведь именно на нем будет основана будущая жизнь молодого поколения».
Еще одним преимуществом компьютерных игр Баят называет возможность быстрой передачи большого количества учебного материала, а также определенных понятий и категорий, заложенных в виртуальном пространстве и рассчитанных специально для восприятия детьми и подростками.
Однако другой стороной компьютерных игр является возникновение агрессии, физических расстройств, снижение учебной успеваемости и ухудшение семейных отношений, поэтому завораживающая привлекательность таких игр оборачивается для родителей серьезной проблемой.
Комментируя эту ситуацию, заместитель директора Национального фонда компьютерных игр Сейед-Хоссейни говорит, что позитивных последствий увлечения компьютерными играми гораздо меньше, чем негативных и выделяет среди последних четыре группы: физические, психологические, морально-нравственные и культурно-социальные. Заместитель директора по коммуникациям Национального фонда компьютерных игр отмечает: «Из всех эти четырех групп наибольший вред приносят именно морально-нравственные, потому что страна-изготовитель конкретной компьютерной программы закладывает в нее собственные духовные ценности и таким образом распространяет их, нанося при этом ущерб другим культурам».
Сейед-Хоссейни указывает, что многие компьютерные игры постепенно развивают у людей зависимость, изолируя их от остального общества, провоцируют агрессию и азарт, снижают мотивацию заниматься физической активностью и социальной деятельностью, ухудшают у детей зрение и многие другие показатели здоровья. Он также убежден, что именно поэтому нарушение одним из членов семьи одиночества ребенка или подростка может вызывать у последнего крайне негативную реакцию. Дело в том, что компьютерные игры сильно влияют на отношения в семье, ведь игроман начинает вести себя с окружающими точно так же, как с виртуальными персонажами своих игр, которых он отождествляет с живыми.
Конечно, необходимо сказать, что гораздо больший вред компьютерные игры наносят именно в раннем возрасте, потому что ребенок не может отделять свою реальную личность от виртуального героя, в качестве которого он действует. В более зрелом возрасте вред от компьютерных игр проявляется менее заметно, однако их притягательность настолько велика, что полностью захватывает человека любого возраста, изолируя его от общества и ограничивая его интеллектуальные возможности.
Профессор Баят тоже считает зависимость, которую прививают компьютерные игры, и несоответствие их содержание семейным ценностям недостатком данного вида времяпрепровождения и отмечает: «Неконтролируемое влечение к таким играм означает то, что они могут привязать к себе все мысли ребенка или подростка, заставляя позабыть о чем-то другом. К тому же содержание таких игр ввиду их сумбурности и хаотичности зачастую противоречит общественным и семейным ценностям, что вносит некое замешательство в сознание ребенка или подростка».
По мнению социолога, невнимание к отрицательному воздействию компьютерных игр на здоровье человека становится причиной нарушения зрения, слуха и других функций организма. Это является главным недостатком подобного рода увлечения, но, к сожалению, когда в обществе начинают использовать какие-то новые технологии, не принято уделять должного внимания их воздействию на организм человека.
Правильные подходы к оптимальному использованию компьютерных игр
В условиях модернизации человеческого общества, конечно, нельзя отрицать положительные стороны интерактивных развлечений. Одной из них является легкое обучение детей компьютерной грамоте и привлечение их к компьютеру, которое в будущем может дать им возможность создавать, например, собственные художественные или литературные шедевры. Также не следует забывать и о том, что компьютерные игры вводят ребенка в мир, которым он в состоянии управлять самостоятельно, именно поэтому он и получает от них такое удовольствие. В частности, работа за компьютером способствует развитию координации глаз, кистей рук и их тонких мышечных структур. Таким образом, именно в обязанности родителей, исходя из их знаний и опыта, входит предоставлять детям соответствующие компьютерные игры и тем самым максимально сокращать оказываемыми ими негативные последствия.
По словам заместителя директора Национального фонда компьютерных игр Сейед-Хоссейни, одним из правильных подходов к оптимальному использованию компьютерных игр является приобретение тех программных продуктов, которые соответствуют по возрасту предполагаемого пользователя, ведь экспертная оценка таких программ проходит именно из расчета на определенную возрастную категорию и риски для здоровья, таким образом, сводятся к минимуму. Соответствующие возрасту игры не только способствуют развитию каких-то навыков, но и повышают интеллектуальное развитие и работу памяти.
Профессор Баят, также подчеркивая необходимость знакомства детей и подростков с новейшими технологиями нашего времени, убежден, что подключение к этому процессу родителей и их знакомство с технологиями, имеющими такое сильное воздействие на детей, является самым лучшим способом исключения вреда от таких игр и предотвращения негативных последствий увлечения ими. «Те, кто осуществляют заботу над детьми и занимаются их воспитанием, должны хорошо разбираться в подобных технологиях, чтобы с их помощь прививать подрастающему поколению нужные ценности», — уверен он.
Социолог считает, что по степени опасности компьютерные игры сопоставимы с автомобилем, и утверждает: «Любое механическое транспортное средство наряду со своими преимуществами несет потенциальную опасность, но мы ведь никогда не согласимся с закрытием автомобильной промышленности, хотя и будем стараться свести к минимуму наносимый ею ущерб».
«Что касается компьютерных игр, то, возможно, проблемы с нынешними детьми и подростками возникают потому, что старшее поколение не имеет опыта взаимодействия с такими технологиями и понимают, с чем они имеют дело. Главным способом оптимизации таких игр является участие взрослых в жизни детей и рациональное планирование времени, чтобы на данное увлечение отводились определенные периоды, но при этом ребенок успевал выполнять и другие свои обязанности. Иначе говоря, для достижения компромисса со своими детьми родители должны сначала проявить к ним участие и попытаться проникнуть в их душевный мир, не конфликтуя с ними, а потом уже объяснить, какими могут быть негативные последствия чрезмерного увлечения такими играми», — добавляет он.
В продолжение своей беседы с корреспондентом IRNA заместитель директора Национального фонда компьютерных игр Сейед-Хоссейни также выделил важность роли семьи в формировании у детей хорошего вкуса к компьютерным играм, отметив при этом следующее: «В рамках деятельности нашего фонда мы стараемся вырабатывать правильные подходы к тому, чтобы избегать негативного воздействия таких игр на здоровье и в то же время предотвращать появление зависимости от них. Это помогает сохранить интерес молодого поколения к компьютерным играм и развивает правильное представление о них у детей и их родителей».
Сейед-Хоссейни сообщил, что отсутствие точной информации для родителей о компьютерных игровых технологиях стало одной из главных причин образования в 2008 году Национального фонда компьютерных игр, и подчеркнул: «С самого начала своей деятельности мы начали разрабатывать игры, обучать их использованию, проводить исследования на данную тему, создавать необходимую для них культурную среду, поддерживать других производителей, выпускать иранские аналоги и осуществлять контроль на рынке потребления этой продукции. На самом деле наш Фонд в Иране является первой на Ближнем Востоке слаженной структурой, которая занимается сферой интерактивных развлечений».
Заместитель директора Национального фонда компьютерных игр отметил: «Нынешней стратегией нашего Фонда являет поддержка отечественного производства данного вида технологий. Как результат за последние четыре — пять лет индустрия компьютерных игр в Иране завоевала титул самой продвинутой во всем ближневосточном регионе. Это при том, что, в частности, Саудовская Аравия только недавно выпустила свою первую компьютерную игру, а такие страны, как Турция и Объединенные Арабские Эмираты, делают только первые шаги в этой отрасли».
Эпилог
Мир компьютерных игр наполнен удивительным. В нем ребенок почти что осуществляет свои фантазии, погружаясь в атмосферу захватывающих приключений. Однако одерживая победы в виртуальном пространстве, в действительности дети многого лишаются сами и терпят большие страдания.
Если подходить ответственно к проблеме компьютерных игр, то станет ясно, что задачей родителей и руководства культурной сферой страны является правильно ориентировать детей и подростков в плане увлечения такими играми как у себя дома, так и общественных местах с тем, чтобы сделать эти технологии помощниками в деле развития и творческого совершенствования подрастающего поколения и минимизировать их негативное влияние на физическое и психическое здоровье.
В обязанности семьи входит делать правильный выбор в пользу того или иного программного продукта и осуществлять контроль за его умеренным использованием, оптимизируя таким образом эффект компьютерных игр для развития у ребенка интеллектуальных способностей, воображения, создания собственных идей и новшеств. Ведь следует помнить о том, что при помощи компьютерных технологий детям и подросткам во много раз стало легче воспринимать тот учебный материал, на освоение которого им раньше требовалось гораздо больше времени.