Обострение внутренних противоречий между членами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) из-за разной оценки недавних перемен в арабском мире бросает тень на отношения входящих в него членов. Так, спустя некоторое время после окончания заседания министров иностранных дел Совета сотрудничества Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн отозвали своих послов из Катара.
Главы внешнеполитических ведомств стран-членов ССАГПЗ собрались на совещание 4 марта в Эр-Рияде и высказали свое мнение касательно последних событий в мире и регионе.
Это было сто тридцатым по счету заседанием министров иностранных дел Совета сотрудничества, председателем которого был глава дипломатического ведомства Кувейта шейх Сабах Халед Ас-Сабах.
По сообщению американского информагентства United Press International, ссылающегося на генерального секретаря Совета сотрудничества Абдель Латифа аз-Зайяни, министры иностранных дел должны были рассмотреть доклады, представленные секретариатом организации, и последние региональные и международные события, чтобы выработать по этим вопросам единую позицию на саммите лидеров.
Заседание лидеров стран-членов Совета сотрудничества должно состояться 15 марта нынешнего года в Кувейте.
По сообщению того же источника от 5 марта, министры иностранных дел стран-членов ССАГПЗ в своем итоговом коммюнике сделали заявления сразу по нескольким вопросам.
Арабские революции — это внутренний вызов
Революционные движения, охватившие арабские страны с 2010 года, нарушили все политическое равновесие на арабском Ближнем Востоке и стали испытанием эффективности некоторых региональных структур, в частности, Совета сотрудничества.
В унылой обстановке, оставшейся арабскому миру в наследство от холодной войны, эта организация не располагала необходимой энергией для противостояния волнам социальных преобразований, формирующихся под влиянием мировым изменений, и оценивала региональные вопросы по-старому.
Совет сотрудничества, который обычно занимает оборонительную позицию в отношении внешних проблем, с началом революционного движения в арабском мире неожиданно столкнулся с новым вызовом уже внутри своих стран-членов. Именно в этой атмосфере обострились противоречия между участниками Совета сотрудничества в их оценке революционных движений в региональных странах, особенно в Бахрейне, хотя все они пришли к единому мнению о том, что необходимо предотвращать распространение данных процессов в своих странах.
С другой стороны, после начала народных движений эти страны оказались в разной ситуации. Новые условия еще больше выявили расхождение интересов членов Совета сотрудничества и их позиций в отношении развития региона и арабского мира в целом.
Данное разногласие особо заметно просматривается в отношениях между Саудовской Аравией и Катаром, особенно в том, как они оценивают события в Египте и Сирии. Противоречия и полярность интересов там двух стран достигло такого накала, что Саудовская Аравия пригрозила Катару закрыть своих сухопутные и воздушные границы.
Разногласия по поводу поддержки разнообразных группировок, действующих в ряде арабских стран, достигли уже самих стран-членов ССАГПЗ и выразились в противоположности мнений Катара и Саудовской Аравии вместе с Объединенными Арабскими Эмиратами касательно того, нужно или нет помогать таким объединениям, как «Братья-мусульмане».
Другой проблемой, ставшей с начала протестных движений в арабском мире причиной раскола внутри Совета сотрудничества и вызвавшей несогласие некоторых членов с господством в нем Саудовской Аравии, стало признание Западом ядерной дипломатии нового иранского правительства.
В новой обстановке сотрудничества между «шестеркой» европейских стран и Тегераном, ставшего возможным после формирования в Исламской республике кабинета Хасана Рухани, некоторые страны-члены ССАГПЗ, такие как Оман и Объединенные Арабские Эмираты, пытаются укрепить свои отношения с Ираном. Судя по всему, данные тенденции противоречат установке Саудовской Аравии не допустить распространения влияния Исламской республики в регионе и еще больше обостряют конфликт между членами Совета сотрудничества.
Ввиду этого можно утверждать, что противоречия внутри ССАГПЗ, который и без этого испытывает проблемы с точки зрения слабой сплоченности его членов, еще более обострились после возникновения революционных процессов в арабских странах.
Неудачная попытка этой организации придти к самому первому единому мнению по поводу реорганизации совета в союз, появление в СМИ информации о несогласии некоторых членов (в частности, Омана и Катара) с положением «старшего брата», которое занимает Саудовская Аравия, и внутренние кризисы большинства государств-членов (особенно все той же Саудовской Аравии) из-за начавшихся движений в арабских странах — все это вместе свидетельствует о том, что разногласия внутри ССАГПЗ медленно тлеют, как горящие угли, способные вновь вспыхнуть огнем.
Таким образом, сто тридцатое заседание министров иностранных дел Совета сотрудничества прошло в обстановке острого структурного кризиса организации и на фоне серьезных позиционных разногласий ее членов. Несмотря на все попытки скрыть внутренние противоречия по региональным вопросам, разногласия по ним еще более возросли.
Заседание министров и попытка переключить внимание с внутренних проблем организации
На заседании министров иностранных дел ССАГПЗ была предпринята попытка временно отложить в сторону вопрос о внутренних спорах, особенно между Катаром и Саудовской Аравией, и обратить внимание собравшихся на региональные проблемы.
В связи с этим итоговое коммюнике, принятое на заседании министров стран-членов Совета сотрудничества, было посвящено определенному набору региональных проблем.
Сирия
Одной из тем, затронутых на заседании министров иностранных дел ССАГПЗ, стало положение дел в Сирии. Провал так называемых переговоров Женева-2 и попытка нарушить баланс сил на сирийском фронте стали одними из важнейших пунктов, по которым члены заседания пытались выработать единый подход.
Подчеркнув необходимость в том, чтобы сирийские власти придерживались постановлений «Женевы-1» о формировании переходного правительства, министры выступили за проведение международного согласования в целях поиска скорейшего политического решения данного кризиса.
В коммюнике также содержится упоминание о резолюции Совета Безопасности ООН № 2139, в которой говорится о снятии осады с сирийских городов и прекращения атак на них, а также облегчении прохода гуманитарных конвоев для оказания помощи сирийскому народу.
Между тем Саудовская Аравия и Катар придерживаются прямо противоположных взглядов по поводу поддержки группировок сирийской оппозиции, однако благодаря руководству Соединенных Штатов это противоречие еще не вылилось в открытое противостояние между двумя странами.
Палестина
Министры иностранных дел стран-членов ССАГПЗ также подчеркнули, что продолжают поддерживать Палестину и идею создания палестинского государства в границах 1967 года со столицей в Иерусалиме.
Итоговое коммюнике осудило меры оккупационных израильских властей по продолжению строительства еврейских поселений на востоке Иерусалима и западном берегу реки Иордан, а также признало эти действия нарушением международного законодательства.
В документе также значится: «данные меры, направленные на прекращение процесса по установлению справедливого и прочного мира, демонстрируют своеволие Израиля и нарушение с его стороны закона».
Иран
По сообщению лондонской газеты Al-Hayat от 5 марта, в итоговом коммюнике министров иностранных дел стран-членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива подчеркивается важность выполнения обязательств, которые были прописаны в принятой Ираном и европейской «шестеркой» 5 декабря 2013 года «Программе совместных мер». В документе также заявляется, что данная мера может содействовать укреплению международного доверия и устранению озабоченности по поводу ядерной программы Ирана.
С другой стороны, в том же коммюнике члены ССАГПЗ отметили, что поддерживают право Объединенных Арабских Эмиратов на владение островами Абу-Муса, Малый Томб и Большой Томб в Персидском заливе, их территориальными водами, воздушным пространством, материковым плато и специальной экономической зоной, а вся деятельность там со стороны Ирана, считающего острова своей территорией, является незаконной.
В документе также содержится обращение к Тегерану отреагировать на усилия ОАЭ по решению данного территориального спора посредством прямых переговоров представителей двух государств или направления дела в Международный суд в Гааге. Таким образом страны-члены Совета сотрудничества проигнорировали тот факт, что Исламская республика уже много раз предоставляла в различные международные органы юридические документы и исторические свидетельства, подтверждающие ее право на владение этими островами.
В коммюнике также содержится рекомендация Тегерану воздержаться от явного вмешательства во внутренние дела Бахрейна, хотя ранее иранские власти многократно заявляли о надуманности таких обвинений.
Другие вопросы развития арабского мира
ССАГПЗ выразил удовлетворение по поводу компромисса, достигнутого партиями Йемена в ходе прошедшего в этой стране национального съезда. Члены Совета сотрудничества также приветствовали создание нового ливанского правительства под председательством премьер-министра Салама Таммама и подчеркнули, что строго отстаивают свою позицию по борьбе с терроризмом и экстремизмом вне зависимости от того, какие цели при этом преследуются.
Между тем обстановку накалили коренные разногласия между Катаром и Саудовской Аравией по вопросу положения дел в Египте и особенно поддержки властями Дохи организации «Братья-мусульмане». В результате против Катара выступили сразу три государства: Саудовская Аравия, Бахрейн и Объединенные Арабские Эмираты.
Противоречия достигли такой остроты, что члены Совета сотрудничества не смогли достигнуть хотя бы малейшего консенсуса. Из-за возникших разногласий и противоположных интересов прения продолжались девять часов. Что же касается министра иностранных дел Бахрейна, то он покинул заседание спустя три часа. По этой причине итоговое коммюнике было составлено без учета единого мнения всех участников. Спустя несколько часов после этого Саудовская Аравия, ОАЭ и Бахрейн отозвали своих послов из Катара.
Правда, согласно информации, размещенной на ливанском новостном сайте El Nashra от 5 марта, и заявлениям трех стран, противоречия касаются договора о безопасности, подписанного между государствами-членами Совета сотрудничества, и Катар обвиняется в его нарушении и недостаточной работе по его выполнению.
На этом основании можно сделать вывод о том, что заседание, которое должно было нивелировать внутренние противоречия членов ССАГПЗ, стало поводом для возникновения еще больщей напряженности в их отношениях.
Выводы
Вопреки стремлениям членов Совета сотрудничества временно отложить внутренние противоречия в сторону, чтобы заострить внимание на региональных вопросах, его заседание на уровне министров иностранных дел закончилось еще большим скачком напряженности.
Принципиальные разногласия между членами ССАГПЗ стали причиной конфронтации
Именно по этой причине попытки Саудовской Аравии превратить совет в союз арабских государств Персидского залива вызывают несогласие одних стран, таких как Оман и Катар, и не находят поддержки у других — Объединенных Арабских Эмиратов и Кувейта. Добиваясь создания союзной организации, Саудовская Аравия стремится сформировать в арабском мире некий сильный блок государств, чтобы таким способом расширить свое могущество. Однако этому препятствуют разногласия между членами Совета сотрудничества и их страх перед стремлением Эр-Рияда к единоличному господству.
Подводя некий итог, можно отметить, что последнее заседание министров иностранных дел стран-членов ССАГПЗ прошло под влиянием процессов, происходящих в арабском мире, и некоторых международных перемен, оказывающих свое воздействие на политическую обстановку на арабском Ближнем Востоке, и сопровождалось сильным напряжением в отношениях между самими участниками этой организации. Поэтому под конец встречи представителям стран-членов Совета сотрудничества так и не удалось всем вместе принять итоговое заявление, что, в свою очередь, еще больше усугубило имеющиеся разногласия.