«Разрушение психологически негативной среды между Ираном и Европейским союзом» — так оценила иранская Arman цель поездки в Тегеран верховного представителя ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон. Аналогичным образом написали об этом и другие газеты Исламской республики.
О первом за шесть лет визите в Иран главы европейской дипломатии написали многие периодические издания страны в форме как новостных сводок, так и аналитических статей.
Некоторые газеты расценили приезд Кэтрин Эштон как старт в развитии отношений Ирана и Евросоюза, другие издания критически отнеслись к тому, как верховный представитель ЕС по иностранным делам трактует соблюдение прав человека в Иране.
Газета Ghanoon в обзоре профессора международного права Давуда Хармидас-Баванда под заголовком «Эштон беспокоит и мнение фундаменталистов» утверждает, что визит в Тегеран верховного представителя преследовал две цели, и пишет: «Как политический представитель Евросоюза она приехала в сопровождении экономической делегации и этот визит в большей степени говорит о взаимодействии между ЕС и Исламской республикой, которое осуществляется в разных направлениях. Между тем мы стали свидетелями того, что, кроме встреч с официальными должностными лицами Ирана, госпожа Эштон пообщалась и с Саидом Джалили, главным переговорщиком по иранской ядерной проблеме при правительстве бывшего президента страны Махмуда Ахмадинежада. Причиной этого, вероятнее всего, стало желание верховного представителя ЕС по иностранным делам узнать мнение фундаменталистских политиков о современной ситуации внутри Ирана».
Газета Arman в ряде своих комментариев и аналитических статей тоже достаточно подробно написала о приезде в Тегеран баронессы Эштон оф Апхолланд. Авторы комментария под заголовком «Национальное единство как ответ Эштон», указав на изменение условий отношений Ирана и Евросоюза, подчеркнули важность приезда в Тегеран верховного представителя и, в частности, отметили: «Эштон получила возможность познакомиться с политическими и экономическими реалиями нашей страны. Мы должны радоваться ее приезду и в целях большего обеспечения национальных интересов не заниматься черным пиаром, а продемонстрировать единство разных политических фронтов в отношении ядерной тематики, группы переговорщиков по этой проблеме и правительства. Такая позиция станет самым лучшим посылом мировому сообществу и европейским странам».
То же издание в статье Ахмада Ширзада под названием «Европейское послание», указав на существенные изменения внешней политики Ирана после прихода к власти нового президента Хасана Рухани, написало, что главной целью приезда в Тегеран Кэтрин Эштан стало разрушение психологически негативной среды между Ираном и Европейским союзом. В статье также отмечается: «Судя по сообщениям в прессе, верховному представителю удалось этого добиться. Конечно, не следует ожидать быстрой победы в решении ядерной проблемы и успеха всего этого проекта, потому как переговоры уполномоченных по этому делу лиц происходят в другом месте и ответственность за них возложена на заместителя министра иностранных дел Ирана Аббаса Аракчи. Главной целью визита главы европейской дипломатии было создание психологически позитивной среды в общении Ирана и Евросоюза. Тот факт, что Кэтрин Эштон встретилась как с высшими должностными лицами Исламской республики, так и бывшем секретарем Высшего совета национальной безопасности Саидом Джалили и советником духовного лидера Ирана по международным вопросам Алиакбаром Велаяти, свидетельствует о стремлении ЕС наладить контакты со всеми представителями иранского политического истэблишмента, а не только с той его часть, которая добилась максимальной власти при новом правительстве. Все это демонстрирует желание Евросоюза начать новую главу в истории своих отношений с Ираном».
Газета Shargh в статье под заголовком «Рабочее воскресенье Кэтрин» описывает все встречи, которые провела в день визита в Тегеран верховный представитель ЕС. То же издание в аналитическом комментарии профессора международного права Тегеранского университета Юсефа Моулаи под названием «Эштон и антигуманные санкции» оценило визит баронессы как важный показатель в оценке успешности внешнеполитических успехов правительства Хасана Рухани. В частности, автор комментария отмечает следующее: «По традиции европейской дипломатии, одной из тем переговоров госпожи Эштон с официальными лицами Ирана стало обсуждение вопроса о соблюдении прав человека в Исламской республике. Было бы гораздо лучше, если вместо этого верховный представитель ЕС по иностранным делам увидела в Иране и запечатлела на фотопленку десятки гражданских самолетов, которые простаивают на земле из-за отсутствия авиационных частей, или, чтобы продемонстрировать свое истинное уважение к правам человека, уронила хотя бы одну слезу в память о тех пассажирах, которые ценой собственной жизни заплатили за риск полетов на неисправном самолете, так и не добравшись до пункта своего назначения. Госпожа Эштон могла бы хоть на секунду задуматься о людях в больницах и аптеках, которые из-за отсутствия нужных лекарств и медицинского оборудования каждое мгновение находятся на краю смерти. Не могла ли госпожа Эштон, обдумывая соблюдение прав человека в Иране во время своего полета в Исфахан на комфортабельном и абсолютно безопасном самолете, задаться таким вопросом: а не является ли правом каждого человека летать на исправных самолетах и нет ли среди людей дискриминации в этой сфере?»
Газета Vatan Emrooz в статье «Права человека на повестке дня Эштон» преподносит данную тему в критическом ключе и пишет: «Права человека! Волнений по этому поводу становится все больше. Теперь о проблеме соблюдения прав человека в Иране говорят уже не госсекретарь Джон Керри и его заместитель Уэнди Шерман за тысячи километров отсюда, а верховный представитель ЕС по иностранным делам, которая встретилась накануне с иранским министром иностранных дел. Еще до вчерашнего дня госдепартамент США делал свои заявления и, ссылаясь на права человека, жаловался на положение лидеров „мятежа 2009 года“ (выступления оппозиции, не согласной с результатами переизбрания на второй президентский срок бывшего главы иранского правительства Махмуда Ахмадинежада) и требовал их освобождения от домашнего ареста. Однако сейчас верховный представитель Евросоюза Кэтрин Эштон приезжает в Иран и прямо в улыбающееся лицо Мохаммада Джавада Зарифа, министра иностранных дел нового правительства Хасана Рухани, говорит о нарушениях прав человека в Исламской республике. Почему для Кэтрин Эштон так важна проблема соблюдения прав человека в отношениях с Ираном? Как бы то ни было, она приехала в ранге верховного представителя ЕС по иностранным делам, чтобы обсудить и эту проблему. Другими словами, в случае создания новой модели отношений с Ираном Евросоюз обозначил проблему прав человека как одно из своих основных предварительных условий. Все же следует отметить тот факт, что так называемое нарушение прав человека относится к числу доводов, которые в последние годы Запад и Соединенные Штаты используют для давления на своих противников».